Содержание:
  1. Воплотить мечту, не выходя из дома
  2. Новаторы голубого экрана
  3. Неудачный конец

Сегодня каждый первый голливудский блокбастер полагается на технологию хромакея, когда большинство сцен, а то и весь фильм целиком, снимается на зеленом (или голубом) фоне, после чего специалисты по компьютерной графике творят свою магию. Двадцать лет назад этот подход фактически ввел всего один фильм – "Небесный капитан и мир будущего".

Фильм мог стать новым "Индианой Джонсом", но обернулся мощным кассовым фиаско. Liga.Tech расскажет, с чего начинался этот фильм, с какими трудностями столкнулись его создатели и почему он потерпел неудачу.

Источник:TMDB

Воплотить мечту, не выходя из дома

"Небесный капитан" – авторский и очень личный фильм для постановщика Керри Конрана, который вырос на ретрофантастике 30-х типа "Кинг-Конга", "Метрополиса", "Супермена", "Флеша Гордона" и "Потерянного горизонта". Тот факт, что эти фильмы несколько причудливы, а их авторы не ограничивали фантазию вопросами практичности, будущий режиссер не считал недостатком. По его мнению, это как раз то, чего так не хватает современным приключенческим фильмам.

Как и многие коллеги по цеху, Конран еще в детстве снимал любительские фильмы на камеру Super-8. После школы он поступил в Калифорнийский институт искусств на курс игрового кино. Его страстью стали занятия по анимации, так как она давала возможность воплощать в реальность все, что возникает в воображении. Конран начал штудировать Adobe Photoshop и программы для 3D-моделирования вроде Autodesk Maya.

Параллельно с работой иллюстратором-фрилансером он работал над созданием своего первого фильма. Главным инструментом стал уже старенький рабочий компьютер Macintosh, съемочной площадкой – собственная квартира с развешанным голубым полотном, актерами – несколько друзей. Сначала он хотел снять сериал из нескольких эпизодов, но затем ограничился трейлером.

В течение четырех лет Керри практически не выходил из дома, пока не собрал шестиминутный ролик под названием "Небесный капитан и летающий легион в мире будущего".

Тот представлял собой оммаж его любимым фильмам 30-х и тем же pulp-журналам (также известны как бульварное чтиво), разновидности массовой литературы в жанре фантастики, приключений, детективов или ужасов, которые печатались на дешевой бумаге.

Сначала Керри Конран не собирался покорять Голливуд, ему больше импонировал путь независимого режиссера типа Стивена Содерберга. Однако тут вмешались обстоятельства: подругой его жены была кинопродюсер Марша Оглесби. Ее поразила амбициозность ролика, который, по сути, был домашним любительским видео. Она свела авторов "Мира будущего" с маститыми голливудскими продюсерами Джоном Авнетом и Аурелио Де Лаурентисом.

Конран попытался убедить их снять на основе его материала черно-белый сериал из семи эпизодов, каждый из которых должен был заканчиваться клиффхэнгером – собственно, как это было принято в журналах. Однако Авнет убедил снимать полнометражный фильм в цвете. Керри Конран был назначен режиссером и сценаристом, его брат Кевин – художником-постановщиком и художником по костюмам, а их сестра Кирстен – арт-директором.

Источник:TMDB

Новаторы голубого экрана

Крайне необычный для своего времени метод съемок из-за хромакея и ретрофутурического визуального стиля повлиял на кастинг актеров. Керри Конран проводил прослушивания на фоне декораций, созданных на компьютере, чтобы дать актерам представление о том, с чем придется иметь дело.

В результате для одних возможность работы с новаторским методом съемки стала основной причиной для подписи под контрактом, а других, наоборот, отпугнула.

Джуду Лоу и Гвинет Пэлтроу так понравился трейлер Конрана, что они подписались на главные роли, причем последняя сделала это даже без знакомства со сценарием. Анджелина Джоли, получившая партию бесстрашного командора Фрэнки Кук, сначала выступала против необходимости носить повязку на глазе, но затем приняла ее как важную деталь образа. Хотя ее роль в фильме небольшая, актриса провела много встреч с реальными пилотами-ветеранами Второй мировой войны, чтобы лучше влиться в образ.

Кстати, ее персонаж был вдохновлен вполне реальной персоной – американкой Амелией Эргарт, ставшей одной из первых женщин-пилотов и первой женщиной, перелетевшей  Атлантический океан.

Съемки фильма проходили на лондонской студии Elstree Studios, где Джордж Лукас работал над классической трилогией "Звездных войн", и длились всего 26 дней.

Перед началом работы Конран сделал тщательные раскадровки, но актерам все равно было очень непривычно работать, особенно в сценах, где персонажи взаимодействуют с роботами, динозаврами и другими дорисованными позже объектами.

Это был один из первых фильмов, полностью снятых на голубом экране: реальными были только актеры, костюмы, мелкий реквизит и некоторые муляжи деревьев и кустов. Все остальное создавалось специалистами по визуальным эффектам в течение следующих двух лет.

Единственным исключением стала сцена разговора Полли Перкинс с ее боссом в редакции. Эту сцену добавили в сценарий позже, и поскольку сроки уже поджимали, создать декорацию на студии оказалось быстрее, чем снимать на голубой экран, чтобы потом рисовать окружение и рендерить. Не будем забывать, что речь идет о начале 2000-х.

Процесс интеграции актерской игры и визуальных эффектов в созданную с помощью CGI среду занял гораздо больше времени, чем планировалось. Плюс Конран показал себя перфекционистом и на протяжении постпродакшена постоянно вносил правки, чтобы еще больше усовершенствовать визуал и техническую часть.

Источник:TMDB

В общей сложности к работе над фильмом привлекли 100 специалистов по анимации. Чтобы упростить работу, режиссер создал специальное программное обеспечение для работы с визуальными эффектами.

Некоторые сцены были насколько амбициозны и технологически сложны для своего времени, что пришлось прописывать новый код, чтобы реализовать их. Съемочная команда активно использовала технологии художественной маскировки, чтобы создать более реалистичные городские пейзажи и пейзажи дикой природы, а также отслеживание камеры в реальном времени, визуализировав взаимодействие живых актеров с компьютерной графикой.

Небесный капитан также стал первой высокобюджетной полнометражкой, снятой на цифровые камеры. Это же, кстати, позволило снизить затраты.

Кроме того, "Небесный капитан" стал одним из первых фильмов, для роли в котором "воскресили" актера. Идею предложил Джуд Лоу, у которого была мечта поработать с известным британским актером Лоуренсом Оливье. Правда, тот умер еще до того, как исполнитель главной роли начал карьеру.

Конрану идея добавить в фильм, вдохновленный 30-ми, звезду кинематографа тех времен, очень понравилась, и продюсеры начали переговоры с наследниками Оливье. С помощью обработки архивных видеофрагментов и синтеза звука на основе записей был создан цифровой "двойник", сыгравший доктора Тотенкопфа. Правда, команда фильма несколько упростила себе задачу, изобразив антагониста в качестве голограммы.

Чтобы рендеринг этого эффектного банкета технологий и визуала не занимал слишком много времени, команда использовала "рендерную ферму" – кластер из нескольких мощных графических процессоров. Сейчас подобными "фермами" повсеместно пользуются специалисты по 3D-моделированию и CGI.

Источник: TMDB

Неудачный конец

Сначала "Небесный капитан и мир будущего" собирались выпустить в 2003 году, но команда не успевала завершить постпродакшн, поэтому его перенесли на следующий год. Затем продюсеры не отважились конкурировать с "Человеком-пауком 2" Сэма Рэйми, который выглядел гарантированным хитом, и перенесли на менее конкурентный слот.

Фильм тоже считался потенциальным хитом, и премьера вроде как подтвердила этот статус: за первый уикэнд "Небесный капитан" заработал $15 млн. Однако дальше сборы обвалились, и прокат в Северной Америке закончился с кассой всего $37 млн. Остальной мир дал еще $20 млн, что не позволило даже отбить $70 млн производственного бюджета. Постановщик объяснял неудачу слишком раздутым бюджетом. Мол, он не понимает, куда ушли $70 млн, и он мог бы снять фильм ничем не хуже с трехкратно меньшей суммой.

Кинолента получила неплохие оценки от критиков, а зрители оценили ее еще лучше. Вероятно, сыграл тот факт, что 2004 год был крайне урожайным на кассовых рекордсменов: помимо "Человека-паука 2" вышли "Шрек 2", "Властелин Колец: Возвращение короля", "Гарри Поттер и Узник Азкабана" и другие. Плюс фильм получился слишком в духе 30-х, что выражалось в совсем уж плоских образах персонажей и отношениях между ними. Больше объемности и драмы отношений персонажей пошло бы только на пользу. Вспомнить хотя бы пример "Индианы Джонса", который тоже был вдохновлен классическими pulp-журналами, но серия об археологе с батогом была кассовым хитом вплоть до прошлогодней "Реликии судьбы".

Как для чисто приключенческого фильма у него было мало зрелищных погонь или драк. В основном "Капитан" пытался поражать фантастической техникой вроде гигантских роботов, похожих на скатов-истребителей, или самолетами-субмаринами.

Хотя "Небесный капитан" провалился в прокате, метод Конрана мгновенно подхватили другие режиссеры. Через год вышел неонуар "Город грехов" Роберта Родригеза, а еще через год "300 спартанцев" Зака Снайдера. Оба имели хорошую кассу и оценки. В своих интервью Конран заявлял, что без его работы этих фильмов и многих еще, включая "Аватар" Кемерона, могло и не быть. Хотя сейчас наблюдается тенденция перехода к увеличению доли натурных съемок и практических спецэффектов, хромакей еще долго будет ключевым инструментом для создания головокружительного киноопыта.

Последующая карьера визионера-новичка не задалась. Одно время Конран был закреплен за экранизацией книги "Принцесса Марса" Эдгара Райса Берроуза, но после смены руководства студия Paramount потеряла к ней интерес. Также он собирался поработать над новой адаптацией культового pulp-журнала "Тень" вместе с Сэмом Рейми, но разработка в конце концов заглохла. После "Капитана" Конран поставил всего один проект – короткометражку Gumdrop в 2012-м.

Тем не менее картина стала культовой в среде любителей ретрофутуризма и дизельпанка (фантастика в сеттинге 40-50-х годов прошлого века). Конран снял всего один фильм, но оказал влияние на кинематограф большее, чем некоторые более продуктивные коллеги за всю карьеру.