Содержание:
  1. Из врача в режиссеры

Бывает так, что всего одно произведение может определить целый жанр. В случае с постапокалиптикой таким произведением стала франшиза о "Безумном Максе". Ее создатель просто хотел сменить надоевшую работу, а по факту снял первый блокбастер Австралии, запустил карьеру Мела Гибсона и создал глобальный хит.

Читайте о бизнесе без политики на канале LIGA.Бізнес

Уже 24 мая серия пополнится пятым фильмом и первым в ее истории спинофом под названием "Фуриоза". О крайне рискованных и необычных съемках первого "Безумного Макса" – в материале Liga.Tech.

Джордж Миллер и Мел Гибсон, источник: IMDB

Из врача в режиссеры

Автор саги о безумцах на дорогах Джордж Миллер в юности мечтал стать врачом и после окончания школы пошел изучать медицину в Университет Нового Южного Уэльса. Уже к концу учебы он помог брату сделать одноминутный фильм для студенческого конкурса короткометражек. Работа выиграла главную награду, а Миллеру так понравился опыт съемок, что он решил резко изменить карьеру. Позже режиссер рассказывал в интервью, что обыденность казалась ему слишком скучной, а работа медиком – недостаточно креативной.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

Джордж записался в киношколу при Университете Мельбурна, где подружился с Байроном Кеннеди. Все время напарники посвящали съемкам экспериментальных короткометражек и продумывали свой полнометражный дебют. Определиться с его темой помогла первая профессия Миллера: как врач "скорой" он частенько бывал на местах ДТП и видел, к каким брутальным последствиям приводит слишком быстрая езда.

Тогда у него и возникла идея снять фильм, в котором все события будут разворачиваться на дороге, охваченной произволом остервенелых бандитов.

Миллер и Кеннеди позвали в команду начинающего сценариста Джеймса МакКосленда, основали собственную продюсерскую компанию Kennedy Miller и начали искать финансирование. Последнее оказалось едва ли не самым сложным вызовом в ходе создания фильма: на тот момент в Австралии не существовало каких-либо программ или фондов поддержки отечественного независимого кино.

Дуэт обивал пороги госучреждений, обращался к телеканалам, пытался привлечь инвесторов и подавался на получение грантов. В конце концов, им удалось привлечь дистрибьютора видео Roadshow Entertainment, которая сама решила заняться производством фильмов, и еще нескольких частных инвесторов, а также получить гранты. Однако собранной суммы все равно не хватало, и Миллеру с Кеннеди ничего не осталось, как доложить из собственного кармана. Поэтому им пришлось еще некоторое время поработать на своих старых работах врача и водителя "скорой" соответственно. Позже в интервью они будут шутить, что дольше собирали деньги на фильм, чем снимали его.

Источник:TMDB

Настоящие рыцари дорог и случайный Гибсон

Общая смета фильма составила примерно от 350 000 до 400 000 австралийских долларов, поэтому тотальная экономия стала лозунгом съемочной команды. В качестве актеров приглашали всех, кто имел желание и достаточно агрессивную внешность. Так, бандитов сыграли члены местного байкерского клуба The Vigilantes, приезжавшие на собственных "железных конях". Из-за отсутствия отдельной костюмерной байкеры одевались дома и ехали на съемочную площадку уже в образе. На случай остановки полицейскими Миллер написал для каждого письмо с объяснением, что ребята просто снимаются в фильме и не задумали ничего плохого.

Кстати, большинство актеров снимались в собственной одежде или купленной в секонд-хендах. Единственным исключением стал протагонист и полицейские персонажи, над образами которых поработали костюмеры. В процессе пошива костюмов им пришлось пользоваться самым дешевым кожзамом. Сам же полицейский участок "сыграла" заброшенная насосная станция.

Наиболее известным и опытным участником каста стал Хью Киас-Берн, за плечами которого было два десятка ролей в фильмах и сериалах. Он согласился сыграть главного антагониста по кличке Пальцерез при условии, что Миллер возьмет для эпизодических ролей его друзей.

С кастингом на главную роль связана интересная байка: Мел Гибсон не планировал играть в "Безумном Максе" и пришел просто за компанию с другом.

Днем ранее он влез в драку в баре, поэтому заявился на кастинг с синяками и опухшим лицом. Миллер нашел его внешность колоритной, так что режиссер предложил прийти Гибсону снова через три недели на прослушивание. К тому времени лицо актера уже пришло в норму, и его поначалу никто не узнал. На роль хулигана он уже не подходил, другой актер-новичок, претендовавший на главную роль, не пришел, поэтому партию Макса Рокотански отдали Мелу Гибсону.

Источник:TMDB

Инновации низкого бюджета

Существует распространенная версия, что постапокалиптический сеттинг ленты был избран под влиянием топливного кризиса 1973 г., когда после Войны Судного дня страны ОПЕК отказалась поставлять нефть государствам, поддержавшим Израиль. Вот Миллер и сделал фантазию на тему, как бы все выглядело в случае растяжения топливного кризиса на десятилетия.

Однако есть и более прозаическая версия: антураж безрадостного близкого будущего открывал солидное пространство для экономии средств. Можно было снимать в глуши, использовать здания, предназначенные для сноса и списанные автомобили. Над последними работала специально нанятая бригада механиков, чтобы превратить в футуристические авто путем добавления различных декоративных элементов. Для маскировки использования одних и тех же автомобилей их разрисовывали разными цветами.

Низкий бюджет также серьезно ограничивал команду в использовании спецэффектов, поэтому при создании экшена съемочной команде приходилось полагаться на комбинацию практических эффектов типа пиротехники и каскадерских трюков.

Транспортные средства начиняли взрывчаткой, которая взрывалась в нужный момент. Для более реалистичного эффекта огня кое-где приходилось использовать пропитанные бензином или другими легковоспламеняющимися веществами тряпки.

Для симуляции перестрелок и огнестрельных ранений команда использовала петарды, начиненные искусственной кровью. Для уменьшения потенциальной травматичности в авто монтировались устройства дистанционного управления.

Чтобы погони в фильме выглядели максимально увлекательно и сочно, оператору Дэвиду Эгби приходилось комбинировать съемку ручной камерой и крепить камеры непосредственно к автомобилям. Его работа была связана со значительным риском: например, для съемки одной из сцен его привязали к президенту Vigilantes, который гнал на мотоцикле Kawasaki KZ1000. В процессе он чуть не уронил камеру из-за сильного порыва встречного ветра.

В общей сложности за время съемок было уничтожено 14 автомобилей, в том числе и собственный фургон режиссера. Как видим, фраза "искусство требует жертв" – отнюдь не пустой звук для Миллера.

Несмотря на все уловки съемочной команды, острый дефицит средств все равно ощущался. Поэтому из фильма пришлось убрать 20% задуманных погонь, на которые просто не оставалось ресурсов.

Для съемок одного из финальных эпизодов съемочная команда на час наняла настоящего дальнобойщика. Тот, узнав, что речь идет о сцене с аварией, наотрез отказывался. Пришлось прибегнуть к компромиссному варианту: сделать деревянный щит с нарисованной передней частью грузовика и прикрепить его к кабине. На таких условиях водитель согласился.

Экономить приходилось даже на мелком реквизите: наручники для одной из сцен приобрели в магазине игрушек.

Источник:TMDB

Триумф дома и за его пределами

После 12 насыщенных и рисковых недель съемки "Безумного Макса" закончились, но не испытания для Миллера и Кеннеди. Фильм еще нужно было смонтировать, а выделенный бюджет уже иссяк, что исключало возможность обращения в профессиональные кинолаборатории. Это был конец 70-х, и специализированных программ для этого еще не существовало в природе.

Однако здесь начинающим кинодельцам повезло: отец Кеннеди был инженером и сконструировал на базе старого видеомагнитофона прибор, позволявший монтировать видео в домашних условиях. В общей сложности Миллер и монтажер Тони Патерсон работали над сведением фильма более года.

Усложняло задачу огромное количество хаотических сцен погонь. В ход шли разнообразные уловки: техника быстрых склеек, придуманная еще для первого фильма бондианы, а также ускорение или замедление кадров в отдельных сценах.

Тяжелый труд съемочной команды окупился сторицей после попадания "Безумного Макса" в прокат в апреле 1979 года. Только дома кинолента заработала под $8,5 млн, а мировой прокат принес более $100 млн. Интересно, что при этом в США фильм показал очень слабые результаты из-за отсутствия маркетинговой поддержки и очень ограниченного проката.

Учитывая скромный бюджет, "Безумный Макс" получил звание наиболее прибыльного фильма в истории кинематографа, которое держал до выхода в 1999 году "Ведьмы из Блэр". Та имела бюджет в $60 000 и собрала почти $250 млн по всему миру. Впрочем, сравнение не совсем честное, так как хоррор в жанре найденной пленки имел активную маркетинговую поддержку.

"Безумный Макс" понравился почти всем: зрителям пришлось по душе большое количество качественно поставленных погонь, а критики сравнивали его с культовым "Механическим апельсином" Стэнли Кубрика. Это был колоссальный успех не только дуэта Миллера и Кеннеди, но всего кинематографа Австралии. Фильм разбил стереотип о том, что местные режиссеры не смогут тягаться с голливудскими коллегами, и способствовал ренессансу австралийского кино.

Источник:TMDB

Сага продолжается

Через два года выйдет сиквел "Безумного Макса", который, по мнению многих зрителей, станет лучшим во всей серии. У него уже будет бюджет $2 млн, что позволит Миллеру лучше реализовать свое видение. После "Воина дорог" Мел Гибсон поедет покорять Голливуд, а Миллер сделает это только после не лучшего триквела с подзаголовком "Под куполом грома".

Вновь во франшизу он вернется с "Дорогой ярости", которая станет одним из самых громких кинособытий 2015 года. Зрителям и критикам очень понравится подход к съемкам с минимумом использования компьютерной графики. Фильм получит несколько Оскаров в технических номинациях, однако его кассовые сборы не впечатляли.

По словам Миллера, в процессе написания "Дороги ярости" у него накопилось достаточно материала для еще нескольких фильмов, причем не только о Максе, но и о других персонажах четвертой части серии. Первым решили снимать спиноф о Фуриозе, однако съемки отложили из-за юридических проблем с компанией Warner Bros.

Поскольку фильм был заявлен как приквел, первоначально планировалось, что Шарлиз Терон вернется к роли и будет омоложена цифровым образом, но режиссеру не понравился результат.

После кастинга роль молодой Фуриозы отдали Ани-Тэйлор Джой ("Гамбит королевы"), а ее напарником стал Крис Хемсворт.

С первым спинофом Миллер решил несколько вернуться к истокам: его снимали в Австралии с минимумом CGI, а на эпизодические роли пригласили бывших заключенных. Премьера "Фуриозы" уже состоялась на Каннском кинофестивале, и фильм получил очень положительные отзывы от критиков.