Содержание:
  1. Черные и желтые лица
  2. Ветер перемен
  3. Источник проблем

12 апреля на официальном YouTube-канале сервиса Netflix был размещен трейлер мини-сериала "Царица Клеопатра", приведшего к серьезным спорам и даже международному скандалу. Яблоком раздора стал тот факт, что главную роль исполняет британская темнокожая актриса Адель Джеймс.

Ролик собрал более 250 000 дизлайков на YouTube, что сделало его одним из самых раскритикованных пользователями трейлеров в истории Netflix. Гигант видеоконтента вынужден был отключить под ним функцию комментирования.

Однако негативной реакцией зрителей дело не ограничилось: египетский адвокат Махмуд Аль-Семари обратился с официальным заявлением в прокуратуру с требованием заблокировать доступ к Netflix в стране. Известный археолог, историк и бывший секретарь Высшего совета по древностям Египта Захи Хавасс прямо обвинил творцов документальной драмы в распространении лживой информации.

Liga.Tech разобралась в причинах такой острой реакции на новую Клеопатру и вспомнила другие примеры воплощения актерами персонажей другой расы или происхождения.

Кристофер Ли в роли Фу Манчу, источник: IMDB

Черные и желтые лица

Практика кастинга актеров в роли персонажей другой расовой или этнической группы берет свое начало еще со времен классического Голливуда. С той разницей, что тогда шла речь о воплощении на сцене темнокожих или азиатских героев белыми исполнителями. Это связано с рядом взаимосвязанных причин.

Политика расовой сегрегации, действовавшей в США до начала 1970-х, распространялась и на Голливуд. Афроамериканцам и представителям разных этнических групп было сложно найти работу актера. Массовка, эпизоды или небольшие роли второго плана – максимум на что они могли рассчитывать. Доходило до абсурда: в 1939 году темнокожую актрису Хэтти Макдениэл номинировали на "Оскар" за роль Мами в эпической драме "Унесенные ветром". Продюсеру фильма Дэвиду Селзнику лично пришлось подавать ходатайство, чтобы Макдениэл допустили на церемонию. На самом мероприятии она сидела отдельно от других номинированных коллег по фильму, а ее речь после вручения статуэтки длилась всего полминуты.

Во-вторых, еще с XIX века в США возникло явление блекфейса – театрального грима, используемого белыми актерами, чтобы играть темнокожих в водевилях и юмористических постановках. Комический эффект у них достигался за счет воспроизведения стереотипов о темнокожих. Эти номера получили такое распространение, что стали считаться важной частью культуры США, поэтому подобные перевоплощения тогда никто бы и не подумал считать оскорбительными или неправильными.

В третьих, в течение первой половины ХХ века главным магнитом привлечения зрителей были кинозвезды. Ради нескольких узнаваемых имен на афише продюсеры были готовы пренебрегать подлинностью или исторической достоверностью. Так звезда вестернов Джон Уэйн сыграл роль Чингисхана в ленте "Завоеватель" 1956 года, Юл Бриннер – короля Сиама Монгкута в "Король и я" (за эту роль он получил "Оскар"), Лоуренс Оливье – Отелло в одноименной ленте 1965 года, Кэтрин Хепберн – лидера антияпонского сопротивления Джейд в "Семенах дракона"(1944). В случае персонажей азиатского происхождения использовался специальный грим, изменявший форму глаз актеров, что дало исследователям говорить о таком явлении как йеллоуфейс.

Часто белых актеров специально подписывали играть персонажей, воплощавших распространенные стереотипы граждан о других национальностях. Наиболее заметным стал Фу Манчу – китайский аналог профессора Мориарти из детективных романов писателя Сакса Ромеро. В первых экранизациях его играли преимущественно известные своими амплуа злодеев звезды вроде Бориса Карлоффа или Кристофера Ли. Еще можно вспомнить Чарлтона Хестона в роли зловещего мексиканского гангстера Рамона Мигеля Варгаса в "Печати зла" или Майка Руни, воплотившего карикатурного японца мистера Юниоши в "Завтраке у Тиффане".

Были и случаи обратного перевоплощения. Когда египетскому актеру Омару Шарифу предложили сыграть главную роль в эпической драме "Доктор Живаго", на первых порах он воспринял это как розыгрыш. Впоследствии он вспоминал, что гримерам на съемочной площадке приходилось прилагать значительные усилия, чтобы сделать египтянина более похожим на русского аристократа Юрия Живаго.

Зази Битц в роли Домино, источник: 20th Century Fox

Ветер перемен

В XXI веке, благодаря распространению популярности политики толерантности и политкорректности, подход к кастингу начал изменяться. В качестве персонажей из числа этнических меньшинств стали охотнее приглашать актеров соответствующего происхождения. Больше всего от этого выиграли коренные народы США: их представительство в фильмах значительно выросло в последние годы. Самый свежий и яркий пример – прошлогодний фильм "Добыча", ставший частью франшизы "Хищник".

Однако очень быстро ситуация стала напоминать отзеркаливание политики середины прошлого столетия

Темнокожих актеров начали активно приглашать на роли персонажей, которые в оригинальных произведениях были белыми. Особенно эта тенденция стала заметна в кинофантастике.

Среди наиболее распространенных примеров – глава организации "Щ.И.Т" Ник Фьюри, который в оригинальных комиксах был белым. Там он впервые появился и на большом экране, где его воплотил актер Дэвид Хассельхофф в фильме 2002 года, однако уже в MCU героя воплотил Сэмюэль Л. Джексон. Его игра так понравилась аудитории, что расовая принадлежность героя была изменена и в комиксах.

Еще можно упомянуть героиню Домино из комиксов все той же Marvel. В оригинальных графических романах героиня изображалась как девушка с бледным цветом кожи. Такой она представала в других медиа, в частности в видеоигре Deadpool. Однако в сиквеле фильма "Дедпул" на ее роль пригласили немецкую темнокожую актрису Зази Битц.

Не обошла эта тенденция и их конкурентов из DC. Наемный убийца Дэдштот в комиксах издательства изображался белым или латиноамериканцем, однако в "Отряде самоубийц" его роль отдали Уиллу Смиту, которого в Warner Bros стремились привлечь с самого начала работы над проектом.

В прошлогоднем фильме о Бэтмене роль чуть ли не единственного честного копа в Готэме Джима Гордона впервые в истории экранизации приключений Темного рыцаря отдали темнокожему – актеру Джеффри Райту. Парадоксально, что при этом персонаж Люциуса Фокса (который является темнокожим и в комиксах), изобретателя "игрушек" из арсенала Бэтмена, в ленте вообще отсутствует. Кроме того, через некоторое время после отставки Генри Кавилла от роли Супермена, появились слухи о том, что Кларка Кента может сыграть черный актер. Однако новости вызвали немало критики, поэтому Warner Bros не стали дальше развивать эту идею.

Опасаясь обвинений в расизме или недостаточной поддержке мультикультурализма, продюсеры и кастинг-менеджеры начали прибавлять темнокожих героев, несмотря на возможное влияние на целостность истории. В свое время "Игра престолов" получила массу негатива от левых активистов за отсутствие азиатов или темнокожих среди главных героев. Так что в приквеле "Дом дракона" сделали темнокожей семью Веларионов, которая играет существенную роль в сюжете. Проблема состоит в том, что в книгах у них была "валирийская внешность" – то есть светлая кожа, серебристые волосы и глаза фиалкового цвета. Плюс, это разрушало заложенную писателем загадку о происхождении детей Рейниры, одной из ключевых героинь.

Источник проблем

Сегодня уже мало кого можно удивить темнокожими актерами в роли исторических фигур Европы. В последние годы выходило немало фильмов и сериалов с ними, взять хотя бы недавнюю Анну Болейн от Channel 5 с актрисой ямайского происхождения Джоди Тернер-Смит.

Почему тогда темнокожая Клеопатра от Netflix вызвала такой резонанс? Как объясняют исследователи, в современном Египте очень серьезно относятся к наследию Древнего Египта, ведь это важный туристический магнит и фактор узнаваемости страны на международной арене. Вторая причина – теории о том, что вся Африка раньше была заселена исключительно народами с черной кожей, а потому современные египтяне (да и граждане других стран Северной Африки) являются просто пришлыми и захватчиками, не имеющими никакого отношения к древним, жившим здесь когда-то цивилизациям.

Поэтому заявление автора "Клеопатры" от Netflix Джады Пинкет Смит о намерении рассказать историю "одной из самых иконических африканских цариц" всерьез разозлило египтян. Подлил масла в огонь тот факт, что это не художественный сериал, а докудрама, то есть проект с претензией на определенную историческую подлинность.

Ирония заключается в том, что подтвержден историками факт правления Древним Египтом темнокожих фараонов: речь идет о XXV династии, также известной как Нубийская или Кушитская. Правда, было это за 600 лет до рождения Клеопатры, а сама эта история известна гораздо меньше неоднократно экранизированной биографии последней царицы. А ее историю, учитывая происхождение родословной от Птолемея, военачальника Александра Великого, можно считать скорее частью наследия Греции.

В итоге можно сказать, что профессия актера предполагает умение перевоплощаться в людей совсем иного характера, происхождения или даже гендера. При этом действие на экране должно выглядеть максимально аутентично и достоверно, иначе в происходящее на сцене мало кто поверит. Поэтому важно соблюдать баланс.