В игровой индустрии кризис. Компания Ubisoft теряет рынок – чем это грозит
После приобретения корпорацией Microsoft издательств Bethesda и Activision Blizzard, в индустрии ожидают, что Sony может пойти на аналогичное поглощение крупной компании для сохранения паритета с основным конкурентом.
Сейчас наиболее очевидным претендентом на подобное соглашение выступает компания Ubisoft. Даже беглого взгляда на последние новости об издателе достаточно, чтобы понять, что главная европейская игровая компания столкнулась с кризисом. Возможно, крупнейшим за свою историю.
Liga.Tech разобралась, что происходит в игровой индустрии и что пошло не так в компании Ubisoft.
Тотальное падение
Последний квартальный отчет Ubisoft показал падение практически всех финансовых показателей. Нынешний год в компании прогнозируют завершить с убытком на уровне полмиллиарда евро. И это еще не все разочарования для инвесторов: издатель еще раз отложил запуск пиратской онлайн-игры Skull and Bones, которую уже впору называть многострадальной.
Интересно, что проект еще в июне прошлого года получил возрастной рейтинг от агентства ESRB. Обычно это означает, что разработчики реализовали весь планируемый контент и имеют на руках готовую игру. Поэтому озвученная в июле дата релиза 8 ноября казалась вполне правдоподобной, однако уже в сентябре Skull and Bones перенесли на 9 марта 2023 года. Теперь она должна выйти когда-то в следующем финансовом году (между 1 апреля 2023 года и 31 марта 2024 года).
Skull and Bones – не единственная игра издателя, "повисшая" в непонятном статусе. Еще осенью 2020 года французы анонсировали римейк Prince of Persia: Sands of Times, который должен был выйти уже в начале следующего года. У игры до сих пор нет сроков релиза, а в июне прошлого года магазины начали возвращать деньги за предварительные заказы. Издателю даже пришлось успокаивать геймеров: мол, проект не свернули, а предзаказы вернутся, когда будет определена новая дата. Похожая история с римейком первой Splinter Cell, представленным в декабре 2021 года. С тех пор единственным апдейтом по нему стала новость об отставке директора проекта Дэвида Гривеля в октябре 2022-го.
Вдобавок к этому во все том же отчете Ubisoft сообщила об отмене разработки трех неанонсированных проектов. Это можно было бы считать вполне стандартным рабочим моментом, если бы за полгода до этого французы не поступили аналогичным образом еще с четырьмя видеоиграми, среди которых были Splinter Cell VR и Ghost Recon Frontline.
Без игр-блокбастеров
Нынешний фискальный год примечателен еще и тем, что за него французы не выпустили ни одной игры уровня ААА. Последним игровым блокбастером их авторства стал вышедший в октябре 2021 года приключенческий шутер Far Cry 6. Конечно, после нее у Ubi были и другие релизы, но это были либо исключительно нишевые продукты вроде Just Dance 2023, либо игры значительно меньшего калибра, как Rainbow Six Extraction. Для компании, насчитывающей около 20 000 сотрудников в более чем 50 офисах по всему миру, это крайне низкая производительность. Для сравнения, Activision Blizzard, имеющая 13 000 сотрудников, в прошлом году запустила два ААА-тайтла: сиквел онлайн-шутера Overwatch и очередную итерацию культовой серии Call of Duty.
Еще одним индикатором серьезных проблем внутри Ubisoft стали новости о конфликте между сотрудниками и руководством. В начале февраля появились новости о том, что 40 работников Ubisoft Paris устроили забастовку. Они жалуются на плохие условия работы и провальную стратегию компании. По словам ее организаторов, с учетом сотрудников на отдаленной работе их претензии поддерживает "не менее 15% коллектива" студии. В том же месяце стало известно, что студией Ubisoft Montpellier (разрабатывают Beyond Good & Evil 2) всерьез заинтересовалась французская Служба инспекции труда. Причиной стало беспрецедентно большое количество работников, которые жалуются на профессиональное выгорание и увольняются после больничного.
Ubisoft наличие проблем признает и обещает в дальнейшем сконцентрироваться на своих существующих брендах и игровых сервисах. Ирония здесь заключается в том, что последние и привели к нынешнему затруднительному положению компании.
Под игровыми сервисами подразумеваются сессионные онлайн-игры, имеющие очень большой жизненный цикл за счет регулярного пополнения новым контентом. Поскольку их основной доход генерируется за счет микротрансакций и DLC, они часто имеют символический ценник или распространяются по модели free-to-play. Такие проекты позволяют компании иметь стабильный источник дохода при минимальных затратах ресурсов на разработку и маркетинг.
Недостатком подобного типа игр является жесткая конкуренция и сложность переманивания геймеров в свой проект. Лучшей иллюстрацией служит судьба двух последних игр студии Rockstar. Многопользовательский режим GTA V был настолько популярен, что вылился в отдельный проект, получающий регулярные обновления и до сих пор имеющий большую базу пользователей. Разработчики попытались повторить этот опыт с многопользовательским режимом Red Dead Redemption 2, однако, несмотря на все старания, его показатели и близко не подошли к GTA Online. В результате разработчик просто махнул рукой на Red Dead Online и занялся дальнейшим развитием GTA Online и созданием следующей части криминальной песочницы.
В портфолио Ubisoft уже есть два успешных примера игровых сервисов: тактический онлайн-шутер Rainbow Six Siege и трехмерный онлайн-файтинг For Honor. Однако в компании решили, что этого недостаточно. Особенно руководство заинтересовали игры жанра "королевская битва". Однако что Hyper Scape, что XDefiant канули в Лету почти сразу после релиза. Такая же участь ждала и спинофф Extraction для вышеупомянутой Rainbow Six Siege. Кстати, отмененная Ghost Recon Frontline тоже принадлежала к этому жанру.
То есть ошибочная оценка руководством Ubisoft ситуации в сегменте Battle Royale стоила компании значительных ресурсов и времени, которые можно было бы потратить с гораздо большей пользой. Пока никаких признаков переосмысления стратегии нет: в этом году французы собираются отправить в релиз многопользовательский survival-экшен The Division Heartland, который тоже будет free-to-play. Также продолжают циркулировать слухи о загадочной онлайн-игре во франшизе Assassin Creed с рабочим названием Infinity. Боссы компании напоминают заядлого любителя лотереи, вычеркивающего одни и те же цифры, надеясь, что следующий розыгрыш точно будет удачным.
Многие разработчики Ubisoft в интервью профильным изданиям заявляют, что их раздражает стремление руководства догонять тренды, а не устанавливать собственные. Кроме того, они прямо возлагают вину за печальное положение компании на неудачные решения семейства Гиймо, управляющего издательством с самого его основания в 1986 году. Их обвиняют в толерантности токсичной рабочей атмосферы и непотизме, когда руководящие должности в подразделениях получают родственники или близкие друзья. Последней каплей для многих стала ситуация, когда Гиймо вместо представления плана выхода из кризиса просто разослал электронное письмо с просьбой к работникам быть более эффективными и экономными.
Компания закроется?
Ситуация еще не означает, что Ubisoft ждет банкротство и закрытие. Однако компанию могут ожидать коренные изменения, в частности, полная замена топ-менеджмента.
Сегодня стоимость одной акции Ubisoft составляет 22,5 евро против 108 евро в 2018 году, а это уже делает ее крайне уязвимой для потенциального поглощения неким гигантом уровня Sony. По данным Reuters, корпорация Tencent в прошлом году изъявляла желание стать мажоритарным держателем акций. В 2018 году компания Vivendi демонстрировала намерение приобрести контрольный пакет акций Ubisoft, но энергичное противодействие Ива Гиймо и очевидные успехи издателя этому помешали. На этот раз совет директоров может быть менее благосклонен к неизменному СЕО игрового гиганта.
Другим возможным вариантом станет серьезная реструктуризация компании, отказ от некоторых офисов и волна увольнений. Две недели назад появилась информация о якобы рассылке сотрудникам, где упоминается "стратегическая реорганизация" ряда европейских офисов, в частности Ubisoft Benelux. Впрочем, все еще неизвестно, насколько масштабной будет эта реорганизация.