Содержание:
  1. Доступ сотрудников к данным пользователей
  2. Как Facebook позволил российским хакерам манипулировать выборами в США
  3. Cambridge Analytica и разрушенная репутация

Соцсети Facebook 4 февраля исполняется 20 лет. Юбилей "испорчен" – в начале февраля Марку Цукербергу пришлось извиняться перед американскими семьями в сенате, а признавать свою вину технобизнесмен соглашается нечасто.

"Вы этого не хотели, но ваши руки в крови", – услышал из уст членов сената технобизнесмен. Он также был вынужден посмотреть в глаза родителям, обвиняющим соцсети в смерти своих детей.

Liga.Tech рассказывает, почему в канун годовщины основания Facebook оказался в центре скандала и приводит несколько примеров того, как Марк Цукерберг годами игнорировал "слабые" места соцсети ради успеха и денег.

Доступ сотрудников к данным пользователей

Одним из наиболее полных свидетельств того, что происходит внутри социальной сети, является книга "Внутри Facebook. Голая правда", написанная журналистками Широй Френкель и Сесилией Кан несколько лет назад.

Авторы колонок и репортажей для The New York Times, BuzzFeed, The Times и Washington Post провели более 400 бесед с бывшими и нынешними сотрудниками Facebook, а также инвесторами и консультантами корпорации Meta.

Сотрудникам Facebook строго запрещено использовать доступ к данным соцсети в личных целях. Между тем, это долгое время основывалось исключительно на доверии. Никаких ограничительных механизмов для этого не было.

Таким образом Марк Цукерберг решил избавиться от бюрократии, которая не позволяла инженерам выполнять свою работу быстро и независимо. Правило возникло, когда в компании работало всего 100 человек. Впоследствии их стали тысячи, но практику никто так и не пересмотрел.

Фото: WILL OLIVER/EPA

Как пример, в книге приводят историю инженера Facebook, решившего получить доступ к переписке и другим данным женщины, с которой он сходил на свидание. Он увидел даже те фото и сообщения, которые она уже удалила, но соцсеть их сохраняла. Приблизительно то же в период с середины 2014 по май 2015 повторил еще 51 его коллега.

Всех этих людей разоблачили и уволили. Но проблему это не решило. Число сотрудников, имеющих доступ к данным, сократили только после прихода нового руководителя службы безопасности Алекса Стеймоса и его доклада Цукербергу.

Как Facebook позволил российским хакерам манипулировать выборами в США

В 2015 году Нед Моран, аналитик по безопасности в специализированной группе Facebook, получил доказательства того, что россияне взломали почту и публиковали важные электронные письма кандидата в президенты США Хиллари Клинтон.

Это был беспрецедентный пример шпионажа, нарушавший установленные ранее нормы кибер войны. Моран знал, что это важно, и сообщил своему руководству.

Но, как говорится в книге "Внутри Facebook. Голая правда", в соцсети не было никакого алгоритма действий или инструкций, что делать, если неавторизованный аккаунт распространяет на платформе украденные электронные письма.

Доказательства были очевидны: российские хакеры выдавали себя за американцев, создавали группы в Facebook и прибегали к манипуляциям с общественным мнением. Однако у компании не было правила, которое бы это запрещало.

Это было только начало. Команда Алекса Стеймоса – на тот момент главы безопасности Facebook – выяснила факты, о которых не знали даже власти США. Однако ему не удалось своевременно донести эту информацию до руководства. Из-за того, что Стеймос не входил во внутренний круг Марка Цукерберга и исполнительного директора компании Шерил Сэндберг – он придерживался иерархии внутри компании.

Всерьез о вмешательстве российских спецслужб в американские выборы внутри социальной сети заговорили слишком поздно – уже после того, как Дональд Трамп был избран президентом США.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

Цукерберг потребовал от руководителей ответить на вопросы, и они пообещали выделить лучшие инженерные кадры и ресурсы для расследования действий России на платформе. Но поскольку приближались рождественские и новогодние праздники, потребовался почти месяц, чтобы собрать всю команду экспертов по безопасности.

Даже получив больше данных, компания не спешила с заявлениями, потому что не хотела вмешиваться в геополитическое противостояние и быть в центре обсуждения сомнительных президентских выборов. Facebook был прежде всего бизнесом.

Как утверждают авторы книги, этот образ мышления исходил непосредственно от Цукерберга.

В первые дни существования Facebook фраза "Компания выше страны" была мантрой, которую генеральный директор повторял своим сотрудникам.

Cambridge Analytica и разрушенная репутация

Наибольшие страхи Цукерберга – о внешнем вмешательстве и ограничениях в работе компании оправдались после скандала вокруг Cambridge Analytica. Британской компании удалось собрать данные миллионов пользователей Facebook, которые затем были использованы избирательной кампанией Трампа.

Facebook позволил кому-то получить огромное количество приватной информации об огромном количестве людей из своей системы, и эта организация передала данные кому-то другому, кто использовал их в политических целях.

Общественность шокировало, что данные пользователей оказались у третьей стороны не из-за хакерской атаки или ошибки, а потому, что соцсеть не защищала данные своих пользователей.

Это положило начало ряду громких судебных тяжб против социальной сети – как со стороны чиновников и инвесторов, так и обычных пользователей, ставших жертвой слабой политики конфиденциальности и безопасности социальной сети.

Годовщину компании Марк Цукерберг фактически встретил на слушаниях в американском Сенате, посвященных опасности сексуального насилия по отношению к детям, связанной с материалами, размещаемыми в социальных сетях.

"Когда несколько недель назад у самолета Boeing в полете отлетели двери, никто не поставил под сомнение решение посадить весь парк самолетов... Почему же мы не принимаем такие же решительные меры, когда речь идет об опасности от этих платформ?" – говорит сенатор от демократической партии Эми Клобушар.

Вопросы к соцсети возникают и у правительств других стран, но пока этого недостаточно, чтобы бизнес-машина Meta (компания-владелец Facebook) кардинально изменила свою политику.

Читайте также