Содержание:
  1. Ставка на дирижабли
  2. Несчастливый пионер
  3. Красный авианосец
  4. Отец и сын против 120 мостов
  5. Экспресс для самоубийц
  6. Гоблины для миротворца
  7. Возвращение к старой школе

Одним из самых впечатляющих экземпляров фантастической техники в первых фильмах киновселенной Marvel стал геликарриер – авианосец, способный летать. Ученые-физики даже рассчитали,  могло ли бы такое устройство существовать в реальном мире.

Примечательно, что изобретение не является исключительно плодом фантазии Стена Ли и Джека Кирби. Над концептом воздушного авианосца серьезно работали в ХХ веке, дошло даже до физического воплощения. Как проходила его разработка, какими были концепты от конструкторских бюро разных стран и почему к этой идее снова решили вернуться сейчас – в материале Liga.Tech.

Источник: Getty Images

Ставка на дирижабли

Первая мировая показала, что авиация может являться универсальным и крайне эффективным инструментом ведения боевых действий. Самолеты применяли для широкого спектра задач: от аэроразведки до бомбардировки враждебных позиций. Ветеран войны итальянский генерал Джулио Дуэ даже разработал доктрину, согласно которой одного только массированного воздушного наступления может быть достаточно, чтобы принудить врага к капитуляции. Она до сих пор имеет своих поклонников.

Серьезным вызовом для инженеров стало увеличение радиуса применения авиации. Запаса топлива истребителей тогда хватало на дистанцию от 320 до 480 км.

Поэтому они не могли сильно удаляться от своих аэродромов, а последние автоматически становились первоочередной целью потенциального соперника. Все это привело к появлению запроса на создание мобильной платформы для взлета, посадки и обслуживания самолетов.

На море эту проблему решили быстро из-за переоборудования верхних палуб крейсеров и других крупных кораблей под взлетные полосы. Новаторами здесь стали британцы, а первым авианосцем считается HMS Ark Royal, спущенный на воду еще в годы Первой мировой. Свой потенциал этот класс кораблей раскроет уже во время последующего глобального противостояния и заменит линкоры в качестве главного аргумента в споре о гегемонии в мировом океане.

По очевидным техническим причинам ареал применения авианосцев ограничен открытым морем или побережьями. Поэтому идеей фикс инженеров в межвоенный период станет разработка летающей платформы для самолетов, ведь ее можно было бы применять где угодно. Также это было время популярности дирижаблей, что повлияло на вектор мышления изобретателей.

Источник:National Interest

Несчастливый пионер

Первой страной, взявшей на вооружение летающие авианосцы стали США. Это были разработанные в 1920-х и принятые в начале 30-х дирижабли Akron и Macon. Они были достаточно типичными для машин этого класса: форма капсулы и жесткая обшивка из ткани и алюминия. Длина составляла почти 240 метров, а общая мощность двигателей – 6700 лошадиных сил. Каждый мог перевозить до 5 легких бипланов класса истребитель Curtiss F9C Sparrowhawk в специальном ангаре, расположенном в планере. Запуск "воробьев" производился через специальную систему крюков, которая спускала их в воздушный поток. Таким же способом они возвращались обратно.

Объясняем сложные вещи простыми словами – подписывайся на наш YouTube
Воздушные авианосцы имели ряд существенных преимуществ перед морскими. Они были вдвое быстрее, а значит, могли "покрывать" большую площадь.

С него можно было видеть гораздо дальше горизонта, а "воробьи" увеличивали это расстояние еще больше. Наконец, экипаж такого дирижабля составлял всего 60 человек, в то время как средний авианосец тех времен нуждался в команде более из 2000 человек. Получалось, что американские ВМС получили очень технические аппараты, способные не только засечь врага на дальних подступах, но и вступить с ним в авангардные бои. Помимо небольшой эскадрильи на борту "Акроны" (в честь первого назвали весь класс авианосных дирижаблей) имели для защиты крупнокалиберные пулеметы.

Однако и существенных недостатков тоже хватало. Традиционные авианосцы того времени могли нести на себе от 70 до 90 самолетов. Наконец, они почти не зависели от капризов погоды, в то время как дирижабли могли терять управляемость просто из-за сильного ветра. За первые пару лет на службе с "Акронами" произошло несколько несчастных случаев. В апреле 1933 года "Акрон" упал в море, в результате чего погибли почти все на борту. Через два года в аварию попал Macon, но экипаж удалось спасти. Наконец, в 1937 году разбился "Гинденбург", что окончательно поставило точку в "дирижаблемании" в целом и разработке авианосцев на их базе в частности.

Да и есть такое подозрение, что "Акроны" вряд ли были бы очень эффективны в боевых условиях. Налеты тех же "цеппелинов" в Первую мировую поначалу наводили ужас на города, но с изобретением зажигательных боеприпасов для зениток они превратились в легкую мишень. В результате почти весь парк германских дирижаблей был уничтожен в результате вражеского огня или поломок.

Красный авианосец

Другой популярной идеей относительно воздушного авианосца стало превращение тяжелых бомбардировщиков в носителей легких самолетов. Дальше всего здесь зашли советские конструкторы с экспериментальным проектом "Звено". В качестве платформы использовался бомбардировщик ТВ-3, к крыльям которого крепились истребители И-16. Те использовались для разведки или нанесения ударов, а после выполнения задания возвращались в самолет-носитель или летели на базу своим ходом. Также рассматривался вариант с бомбардировщиком Пе-8 в качестве базы и истребителями Миг-5 в качестве "паразитов".

Источник: Plane Historia

После ряда испытаний "Звено" было поставлено на вооружение в 1940 году, а первой боевой миссией было разбомбить нефтехранилище в румынском городе Констанца в июле 1941 года. Задача была успешно выполнена  благодаря эффекту неожиданности: силы ПВО не ожидали появления легких истребителей так далеко за линией фронта и приняли их за свои.

В общей сложности на службу поставили 5 экземпляров "Звена", которые суммарно совершили 30 вылетов, что по меркам той войны было крайне мало. Более широкому их внедрению помешали существенные технические ограничения типа аэродинамической совместимости самолета-носителя и самолетов-паразитов, ограниченная полезная нагрузка, низкая скорость и маневренность.

Сложность аппарата означала повышенные требования к пилотам и обслуживающему персоналу, непростую логистику. До этого ТВ-3 считались устаревшими еще до начала Второй мировой, а колоссальные потери советских ВВС в начале немецкого вторжения сделали кремлевских вождей менее снисходительными к экспериментам с авиацией.

Отец и сын против 120 мостов

Аналогичные проекты других государств-участников конфликта были несколько менее амбициозными. Так, Германия разработала аппарат Mistel (в переводе "омела", также имела прозвище "отец и сын"), состоявший из начиненного взрывчаткой беспилотного бомбардировщика Junkers Ju-88 (иногда использовался Heinkel He-111) и закрепленного над ним истребителя Messerschmitt Bf-1 Focke-Wulf Fw 190), пилот которого и управлял всей конструкцией. При атаке истребитель отсоединялся, а бомбардировщик планировал к цели.

Источник:Getty Images

Главным преимуществом "Омелы" считалась возможность наносить более мощные и точные удары по сравнению с обычными авиабомбами. По тем временам разработка была инновационной: она требовала специальных электронных устройств, а истребитель мог в воздухе дозаправляться из баков бомбардировщика, чтобы ему хватило топлива на обратный путь.

Всего за время войны было применено примерно 250 "омел". Сначала с их помощью планировалы атаковать базу британских ВМС в Скапа-Флоу, но от идеи отказались. Вместо этого их использовали в попытках отразить высадку союзников в Нормандии в 1944 году. В марте следующего года командование поставило задачу уничтожить 120 мостов через реки Одер, Нейсе и Висла, чтобы замедлить продвижение советских войск. Часть атак была успешной, но их влияние было минимальным. Даже если мост удалось уничтожить или серьезно повредить, инженеры быстро наводили понтонные переправы.

Экспресс для самоубийц

Очень схожую разработку с поправкой на местную специфику сделали союзники Берлина японцы. Инженеры родины самураев в конце второй мировой разработали компактный самолет-глайдер Yokosuka MXY7 Ohka (в переводе "цвет вишни"), который устанавливался под бомбардировщик Mitsubishi G4M. После отсоединения "вишней" управлял и наводил непосредственно на цель пилот-камикадзе.

Разработка должна была сделать камикадзе-атаки, которыми Токио пытался переломить ход войны, менее ресурсоемкими. Аппарат должен был наносить удары по кораблям союзников. Однако ущерб от них был минимальным: американские корабли имели достаточно мощную ПВО, а их истребители часто сбивали носители еще до того, как те отсоединяли "вишню". Из-за чего аппарат получил от американских солдат прозвище бака-бомба (то есть бомба-дурак).

Тем не менее у японцев есть все основания записать себе в актив изобретение первого прототипа противокорабельной ракеты.

Гоблины для миротворца

В США прорабатывали концепты самолетов-авианосцев еще в 40-е, но всерьез с началом Холодной войны. Доктрина предполагала, что в случае столкновения с СССР стратегические бомбардировщики должны прорвать ПВО, чтобы сбросить ядерные бомбы на самые крупные города и другие важные объекты.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

Было очевидно, что часть из них будет сбита, и военные теоретики искали способ уменьшить показатель потерь. Так была создана программа FICON (сокращение от Fighter Conveyor), в рамках которой собирались модифицировать стратегические бомбардировщики B-36 Convair (получил прозвище "Миротворец"), чтобы они могли перевозить, запускать и возвращать самолеты-разведчики F-84F Thunderstreak, задачей которых была защита носителей от вражеских перехватчиков.

Параллельно велась разработка компактного реактивного истребителя сопровождения McDonnell XF-85 Goblin, который тоже должен был взлетать и возвращаться в B-36. По плану двум самолетам в эскадрилье "Миротворцев" отводилась роль авианосцев. Дальше прототипа "Гоблин" не пошел, а колоссальная разница в размерах делала достаточно опасным отсоединение и возврат бортовых перехватчиков.

Источник: Музей ВВС США

Уже в 1950-х и концепция самолета-авианосца отправилась в ящик. Во-первых, дозаправка самолетов и даже вертолетов в воздухе стала обыденной процедурой, снявшей проблему ограниченного радиуса применения авиации. Во-вторых, основными носителями ядерных зарядов стали межконтинентальные баллистические ракеты.

Возвращение к старой школе

Последним самолетом-авианосцем можно считать украинский Ан-225 "Мрия". Сначала тот разрабатывался как носитель для первого советского многоразового орбитального корабля "Буран". С его помощью Москва очень хотела утереть нос американцам с их "Шаттлом". Однако Красная империя развалилась, и "Мрия" была перепрофилирована в чисто грузовой самолет.

Однако сейчас военные теоретики склоняются к мнению, что с идеи воздушных авианосцев могут смахнуть пыль из-за массового распространения использования разнообразных дронов. Они занимают мало места, поэтому багажные отделения больших самолетов можно будет легко оборудовать в ангар, где беспилотники смогут подзарядиться и быстро вернуться в район выполнения задания, а не лететь на базу. Наконец, в этих же авианосцах могут располагаться операторы дронов и разведывательного оборудования. Это может кратно повысить эффективность этих аппаратов.

Собственно, еще в 2018 году Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA), которое в шутку называют сумасшедшими учеными на службе Пентагона, представило систему Gremlin. Ее суть заключалась в том, чтобы переоборудовать грузовой самолет C-130 Hercules в носителя дронов Gremlin.

Аппараты размером с небольшую крылатую ракету должны были запускаться и подниматься с помощью крюка-кошки в стиле Бэтмена.

Каждый "Геркулес" мог оперировать четырьмя такими беспилотниками, которым на перезарядку требовалось 30 минут. Однако конечной целью авторов проекта было адаптировать дроны под любой самолет.

Похожий концепт еще в 2012-м предложила европейская компания MBDA, причем в качестве одного из вариантов платформы-носителя рассматривался дирижабль.