ITшники могут платить 19,5 млрд налогов. Почему это только мечта?
В нескончаемой словесной чехарде фейсбучных мнений о том, злом или добром являются ФОПы для украинской экономики, вице-президент EPAM Ukraine Юрий Антонюк, добавил немножко реальных цифр от крупного участника рынка IT-индустрии.
А раз есть цифры, то давайте возьмем их за основу и посчитаем, как может выглядеть мечта министра социальной политики Андрея Ревы: сколько это денег, если бы все ИТшники платили все налоги, как того хочет Минсоц.
“Нами маніпулюють, коли кажуть що ФОПи не платять податки - неважко порахувати, що пересічний ФОП в ІТ (2500$ середній місячний дохід) на 3й групі платить в бюджет+ПФ таку ж суму (~4000 грн), що і найманий працівник з середньою з/п (~10 000 грн) по країні. Так, це небагато, але чи ми хочемо щоб перестали платити (пішли в тінь або виїхали) зовсім?”, - пишет он.
Итак, согласно данным отраслевого ресурса DOU.ua, количество специалистов в топ-50 крупнейших IТ-компаниях - 58 000. Если предположить, что все они оформлены как ФОПы (а большинство - так точно), то в бюджет от них в год должно поступать около 3 млрд грн (при условии, что каждый в месяц платит в среднем чуть более 4 тысячи грн. Это 5% от оборота + 914 грн ЕСВ).
C учетом налоговой оптимизации цифра выглядит не очень внушительно, учитывая размеры индустрии. Но теперь давайте пересчитаем, сколько отдали бы IT-шники из крупнейших украинских фирм государству, если бы платили 41,5% налога (ЕСВ - 22% от официальной зарплаты сотрудника, 18% подоходного налога и 1,5% — военного сбора).
Приготовились? Цифра - 19,5 млрд в год. То есть, как четыре Киевстара. Это грубый подсчет, так как максимальный ЕСВ в Украине - 62595 (15 минимальных зарплат). И некоторые ITшники платили бы немного меньший процент от зарплаты в качестве соцвзноса. Здесь надо также добавить, что речь тут только об ITшниках в ТОП-50 украинских компаний. А всего их в Украине в 3 раза больше. Минюст в прошлом году давал такие данные: 123 000 специалистов в сфере информационных технологий работают как ФОП. А по данным исследования State of European Tech 2018, всего в нашей стране 185 000 разработчиков.
Пройдемся по самым крупным IT-компаниям: на EPAM и SoftServe работает 6,6 тысяч и 6,3 тысячи специалистов соответственно. Если предположить, что все они оформляются как штатные сотрудники, то компании должны были теоретически платить около 2 млрд грн налогов в бюджет и ПФ каждая. В рейтинге ГФС (ТОП-100 налогоплательщиков Украины за 2019 год) аутсорсеров естественно нет. Зато есть другие компании, которые заплатили от 0,5 млрд грн налогов.
Кстати, Андрей Рева во время последнего телеэфира оговорился, что, мол, IT-шников и фрилансеров новый законопроект о “расФОПивании” экономики не касается. По его утверждению, речь о тех работодателях, пытающихся минимизировать налоги, используя те инструменты, которые государство дает не в поддержку крупного бизнеса. А если так, то что такое EPAM и SoftServe? Разве не крупный бизнес?
Помечтали? Теперь, холодный душ и суровая реальность.
Нужно вначале сказать, что власти уже давно пытаются вывести зарплату из тени. Но ФОПов и минималку (с остальной частью зарплаты в конвертах) победить так и не удается. Причем были эксперименты при помощи не только кнута, но и пряника. Например, с 2016 года ЕСВ был снижен с 40% до 22%. Но это не подтолкнуло тех же IT-шников к тому, чтобы устроиться в штат. В 2016-м объемы социального сбора снизились, а дыра в Пенсионном фонде так никуда и не делась.
Статус-кво сохраняется. Экономисты твердят, что внутри страны не должно быть неравных условий по налогообложению для различных индустрий, и они в теории правы. Но на практике IT-шник копит на вторую квартиру, которую сможет сдавать, когда уйдет на пенсию.
Да, неадекватна ситуация, когда IT-шник с зарплатой в десятки тысяч гривень, отчисляет в бюджет столько же, сколько школьный учитель.
Но, нет, IT-шник не верит в государственные институты, не видит надлежащего уровня здравоохранения и образования, а видит зашкаливающий уровень коррупции. И пытается минимизировать налоги, насколько это возможно.
Общественный договор сегодня выглядит примерно так: вы мне не мешаете, а я не мешаю вам. Поэтому любая новая инициатива правительства о штрафах и налогах воспринимается в штыки.
Главный вопрос - кого на них в итоге поднимут?