От стратегии StarCraft до Олимпиады: сможет ли Украина стать лидером в e-Sports
Для Украины, которая сегодня ищет возможности быстрого экономического развития, IT-индустрия - направление с большими перспективами. По данным Комитета по вопросам цифровой трансформации, в 2019 году доход отрасли составил около $5 млрд.
Одно из самых многообещающих направлений IT-индустрии - соревновательный гейминг или киберспорт. Это индивидуальные или командные состязания на основе компьютерных игр. Как мейнстримное явление он оформился в конце 90-х, с появлением знаменитой компьютерной игры-стратегии StarCraft и первых профессиональных лиг - CPL и PGL. Сейчас отдельные соревнования проводятся в ряде дисциплин (CS:GO; Dota 2; Hearthstone; League of Legends), а с 2024 года киберспорт войдет в программу Олимпийских игр.
В последние годы эта индустрия переживает бурный рост. По данным опубликованного в 2019 году исследования PricewaterhouseCoopers, ежегодный прирост мирового рынка electronic sports до 2023 года будет составлять более 18%. Аналитическая компания NewZoo в докладе Global Esports Market Report прогнозирует на конец 2020 года рост киберспортивной аудитории на 11,7% до 495 млн человек. Очевидно, свою долю в оправдание этой оценки должна внести и пандемия COVID-19.
Неудивительно, что индустрия стала центром притяжения для инвесторов. А начиналось все с некрупных венчурных фондов и бизнес-ангелов, а также звезд вроде Эштона Кутчера, Майкла Джордана и других. Сегодня мы имеем такие примеры, как американский киберспортивный клуб 100 Thieves, в который вложили $35 млн инвесткомпании Artist Capital Management и Aglaé Ventures. А власти китайского острова Хайнань вместе с холдингом Tencent учредили фонд объемом $145,6 млн для формирования местного киберспортивного комьюнити.Спонсорские контракты, по данным NewZoo, принесут наибольшую прибыль в доле доходов киберспорта. В 2020 году это будет $636,9 млн. На втором месте продажа медиа-прав - $185,4 млн.
Сегодня каждые один-два месяца происходят крупные международные соревнования. За финалом крупнейшего турнира The International-2019 в Шанхае наблюдало 2 млн зрителей онлайн.
По данным рейтингов Esports Earnings по количеству игроков и призовых, зарабатываемых в турнирах, ведущие позиции в области компьютерного спорта занимают такие страны, как США, Китай, Южная Корея, Швеция, Дания. На Северную Америку приходится 40% объема мирового рынка киберспорта. В Китае правительство с 2019 года включило киберспорт в список официальных профессий и оказывает поддержку его развитию. Игроки Швеции и Дании (столпы европейского киберспорта) заработали вместе более $100 млн призовых.
Хотя рынок e-sports Украины не приближается к финансовым показателям глобальных лидеров, но и аутсайдером наша страна не является. По отдельным дисциплинам Украина входит топ-10 Esports Earnings. В Киеве находится штаб-квартира Natus Vincere (NA'VI) - команды, которая стала в 2011 году первым чемпионом самого крупного в мире киберспортивного турнира The International. NA'VI по сей день остается действующей киберспортивной организацией топ-уровня. С 2010 года в столице действует "Киев Киберспорт Арена" на 1500 кв м. А в апреле этого года, при поддержке городской администрации Киева, была подана заявка на проведение в столице Украины The International 2021.
Но нашей лучшей игрой может стать технологическая сфера
Дело в том, что при высоких темпах развития, в мировом киберспорте все еще нерешенными остаются ряд нужных и важных задач, многие из которых в традиционном спорте уже давно получили реализацию. Например, статистика и аналитика находятся на очень низком уровне. Начиная от подсчета показателей игроков и команд и информировании аудитории о грядущих играх, заканчивая маркетинговыми исследованиями о поведении зрителя во время стримов. Слабые технологии создают сдерживающие факторы для развития индустрии.
Чтобы стать сильным игроком на поле технологических инноваций в e-sports, у Украины есть большой потенциал. Обзор отечественного IT-рынка, который в 2019 году сделала компания N-iX, показывает, что в прошлом году количество IT-специалистов в Украине составило около 200 000 человек и в 2020 году вырастет еще на 20 000 специалистов.
На сегодня одним из самых эффективных инструментов, который позволяет собрать топовых специалистов в любой области и создать максимально результативную среду для генерирования инновационных решений, является хакатон.
Так, в мае этого года, в Украине в режиме онлайн прошел первый в мире хакатон по компьютерному спорту Cybersport Challenge Hackathon. В проекте участвовало около 300 веб-разработчиков, креативных дизайнеров, дата-аналитиков из семи стран. Около 80% участников было из Украины. Важны были не только технологические навыки людей. Для хакатона были собраны участники, которые сами являются игроками и хорошо понимают проблематику индустрии.
У каждой команды был выбор: заниматься решением челленджа, который предложили организаторы, или разработкой собственного проекта. В обоих категориях были выбраны победители, получившие каждый $3 000 призовых.
В итоге команды сгенерировали 23 решения в области статистики и аналитики.
Например, одна из команд-победительниц Nullset (Украина) предложила автоматизированную систему аналитики рекламных показов в киберспортивных мероприятиях, которую можно использовать для отчета перед рекламодателями. Другой победитель - Reign of Machines (Украина) разработала систему, которая прогнозирует вероятность победы определенной команды, используя данные, собранные по результатам прошедших соревнований. Еще один украинский коллектив с названием 101 создал чат-бот, интегрированный с Google календарем, основная задача которого напоминать пользователю о трансляциях матчей. И это лишь небольшая часть тех идей, которые были реализованы за 66 часов работы хакатона.
С тем потенциалом, который есть у украинских IT-специалистов, а также при активном участии государства в развитии индустрии, Украина может не просто внести свой вклад в развитие мирового киберспорта, но и занять лидирующие позиции, стать глобальным технологическим хабом для решения актуальных задач в сфере e-sports.