Как в Украине создавали первые компьютеры и видели будущее. Главное об ученом Глушкове
В августе 2023 года исполнилось сто лет со дня рождения одного из основателей украинского IT Виктора Глушкова. Среди его достижений – создание украинского Института кибернетики и запуск производства вычислительной техники в Украине, а его идеи о городе будущего и работе с командой выглядят интересными даже сейчас.
К этой дате украинская IT-компания Data Art подготовила онлайн-выставку и впервые опубликовала полный текст его воспоминаний. Liga.Tech рассказывает его историю.
Авторитет в мировом научном сообществе
Виктор Глушков родился 24 августа 1923 года в семье горного инженера. Парень с детства интересовался инженерией, позже увлекался математикой, а во время Второй мировой войны присоединился к партизанскому движению и собирал радиоприемники.
После защиты докторской Глушков решил продолжать академическую карьеру. В 1956 году ученый возглавил лабораторию моделирования и вычислений в Институте электротехники АН УССР в Киеве, где за шесть лет организовал Институт кибернетики.
В течение карьеры он успешно совмещал работу ученого и талантливого менеджера.
Авторитет Глушкова в мировом сообществе тоже был весомым. Это позволило основать в институте международные научные журналы "Cybernetics and Systems Analysis" в 1965 году и "Control Systems and Computers" в 1972-м, которые стали весьма престижными в своей отрасли и выпускаются до сих пор.
Под его редакцией вышла "Энциклопедия кибернетики". Ученый написал ряд эссе по вопросам кибернетики и информационных технологий в экономике, управлении, обществе, урбанистической теории. Самые интересные идеи вошли в его книгу "Основы безбумажной информатики", изданной уже после его смерти.
Как искал деньги на разработку компьютеров
В лаборатории моделирования и вычислений работали только над четырьмя темами. Одна тема, начатая еще при Сергее Лебедеве (создатель первого в континентальной Европе компьютера, несколько лет работал в Киеве. – Liga.Tech), которой занимался ученый Зиновий Рабинович, — это создание специализированной машины для решения систем линейных уравнений методом Зейделя. Вторая – создание универсальной машины "Киев". Еще две темы были закрыты.
"Поскольку у меня была склонность индустриализировать производство, то сразу, кроме работы над образцом для "Киева", для самого вычислительного центра, я решил найти богатого заказчика, который бы осуществил финансирование и поставки", – рассказывал Виктор Глушков в своих воспоминаниях, полную версию которых впервые опубликовали на сайте онлайн-выставки.
Таким заказчиком оказался Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, для которого сделали второй экземпляр машины. Так решились вопросы финансирования и материально-технического снабжения, которые решить в условиях Академии наук было бы просто невозможно.
Как создавали Вычислительный центр на Большой Китаевской
Сначала предполагалось оборудовать этот вычислительный центр тремя машинами: только запущенным в производство "Уралом-1", машиной "Киев" и машиной СЭВМ (специализированная электронная вычислительная машина). Но все делалось в расчете на гораздо большие мощности.
Правда, численность рабочих мест была значительно занижена — всего 400 мест (в расчете на то, что это будет только вычислительный центр).
"Потому что все сказано так: вот такты работы центрального управления, вот такты работы местного управления; чем местное отличается от центрального – нигде никаких объяснений", – рассказывал Глушков.
Ученый объяснял это тогдашним стилем работы: получили какие-то американские материалы, "раздолбали" их и стали делать по образцу. В конце концов Глушков сам в этом разобрался.
"У меня начало складываться свое собственное понимание работы машины, с тех пор теория вычислительных машин стала одной из моих специальностей", – рассказывал учёный.
Как в Украине начали производить вычислительную технику
В своих воспоминаниях Глушков рассказывал, что в семилетнем плане (1959–1965) не было предусмотрено ни одного завода по вычислительной технике в Украине. Ее планировали развивать где угодно – в Белоруссии, в Армении, только не у нас.
Когда в 1959 году на Всесоюзной конференции в Киеве ученый выдвинул идею создания универсальной управляющей машины, ее не приняли. В то время в автоматизации управления господствовали автоматчики традиционной школы. Для каждого процесса создавалось свое вычислительное устройство.
Но в то время Борис Малиновский (ещё один выдающийся украинский ученый-компьютерщик. – Liga.Tech) уже занимался одним из первых в СССР полупроводниковым элементом для электронных вычислительных машин.
Команда Глушкова высказала все основные идеи, которые затем стали господствующими, прежде всего о том, что машина обязательно должна быть полупроводниковой, транспортабельной, с высоконадежной защитой, малоразрядной (16-разрядной) – этого достаточно для управления технологией в подавляющем большинстве процессов.
И самое главное – это идея об универсальном устройстве связи с объектом ПЗО (набором аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей, управляемых от машины, с помощью которых машина присоединяется к производственному процессу).
Разработку машины поручили Борису Малиновскому. Он был главным конструктором, а Глушков – научным руководителем. Работу удалось выполнить в рекордно короткий срок — от обсуждения идеи на конференции в июне 1959-го до завершения разработки машины в июле 1961-го прошло всего два года.
Долгие годы этот результат оставался мировым рекордом скорости разработки и внедрения. "И это в условиях, когда ни одного производства машин (ЭВМ) в Украине не предполагалось", – подчеркивал Глушков.
Видение будущего
Глушков пробовал и предсказать будущее, основываясь на научном знании тех лет. Цитата из его эссе о городе будущего в журнале "Техника – молодежи" в 1980 году приводится на сайте выставки:
"Дефицитные вещи и дорогие товары, такие как автомобили, мебельные гарнитуры, дачи и т.д., будут продаваться только через комиссионные магазины и только по сберегательным книгам. А теперь подумайте, как будет жить в таком городе будущего разного рода мошенникам и вообще всем, кто ищет лазейки к обогащению за счет чужого труда, ради чего им заниматься всем этим, ради пучка редиса или пачки мороженого. Не думаю, что их бы это устроило.
К тому же, возможно, жители города решат, что и модные рестораны, и спиртные напитки тоже должны оплачиваться по безналичному расчету. Тогда невольно исчезнут и любители сделать что-то за бутылку. А все это означает, что и сам нравственный климат в таком городе станет совсем другим.
Возможно не сразу, но постепенно жителям будет обеспечен полный сервис. То есть там будут вывешены программы кинотеатров, концертных залов, театров, расписания поездов и самолетов. Все билеты можно будет заказать там же. И подобные заказы, оплаченные здесь же по безналичному расчету, будут выполняться в первую очередь.
Человеку, живущему в городе завтрашнего дня, не придется тратить время на всевозможные мелкие дела, которые сегодня занимают у нас чуть ли не все свободное время, не нужно будет портить нервы по пустякам".