Иллюстративное фото: depositphotos.com

IT-компания Andersen оказалась в центре скандала после того, как отказала в работе нескольким разработчикам из-за того, что те общаются на украинском языке. О неприятном опыте общения с их рекрутерами рассказали сразу несколько IT-специалистов, среди которых ветеран войны на Востоке.

Liga.Tech пообщалась с участниками скандала, собрала реакцию сообщества и взгляд юристов на эту ситуацию.

В чем суть скандала

Скандал разгорелся после поста Дениса Водотийца, Java Software Engineer в компании Atlas Aik. Разработчик разместил на своей странице в Linkedin скриншот разговора с рекрутером компании Andersen.

Разговор с рекрутером Andersen Lab. Скриншот

В комментарии Liga.Tech Денис рассказал, что о языковой политике компании он узнал в процессе общения.

По словам IT-специалиста, после публикации конкретно перед ним извинился представитель компании, однако официального ответа не последовало. Разработчик признался, что раньше слышал о языковой дискриминации в некоторых организациях, но сам попал в подобную историю впервые.

"Я считаю, что такие ситуации неприемлемы в Украине. Международные IT-компании должны решать их на основании законодательства страны, в которой работают", – говорит Водотиец.

В похожую ситуацию попал еще один украинский разработчик – Богдан Мельник. Инцидент с ним произошел в декабре 2021 года, но он завершал дела на предыдущей работе, поэтому смог сделать публикацию только на днях. IT-специалист разместил скриншот своего диалога hr-менеджером Andersen в Linkedin и Facebook, а в комментариях нашему изданию подробнее рассказал о сложившейся ситуации.  

"Я находился в поиске работы и разместил свою анкету на сайте "Джини" . Ко мне обратилась рекрутер, мы начали общаться в Telegram. Инициатива исходила от них. Собственно, на тот момент я ничего не знал об этой компании", – рассказывает Мельник.

Разработчик скинул свое резюме, проговорил основные вопросы. И его, и представительницу компании на тот момент все устроило, потому они начали договариваться о следующем этапе – техническом интервью.

"И здесь выяснилось, что у них такая принципиальная политика – они используют русский язык, потому я им не подхожу", – говорит Мельник.

Скриншот Богдана Смирнова

"До того, как стать разработчиком, я был на фронте. Сначала был добровольцем, а в 2015–2016 годах воевал в составе Вооруженных сил Украины. И здесь, в столице Украины, мне говорят, что я должен общаться на русском. Для меня это диссонанс", – рассказывает разработчик.

Мельник уже написал жалобу Уполномоченному по защите украинского языка и хочет предать эту ситуацию огласке, чтобы она стала отрицательным примером для других подобных компаний. Те должны понимать – с такой политикой в Украине они работать просто не смогут.

"Раньше они писали на DOU, что выдвигают такие требования только для общения с иностранцами, потому что это международная компания с офисами в странах бывшего Советского Союза – в Казахстане, Беларуси и так далее. Но это все отговорки.

У меня есть друзья, работающие в других компаниях такого типа. К примеру, EPAM – самый крупный IT-работодатель Украины с офисами в тех же странах, что и у Anderssen. Но каждый там общается, как ему удобно. Если коллеги из другого региона – по ситуации переходят на английский или русский. Но никто не требует, чтобы ты говорил на каком-то определенном языке. Это нонсенс", – объясняет свою позицию Мельник.

Разработчик не ждет от компании извинений, однако хотел бы, чтобы они заплатили штраф – и эти деньги пошли в бюджет страны.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: только важное

Что известно о компании

Andersen – IT-компания, основанная в Беларуси в 2007 году. Разработчики компании трудятся в 10 офисах в трех странах: Беларусь, Украина и Россия. Большинство из них находятся в Украине – в Киеве, Чернигове, Черкассах, Харькове, Одессе и Днепре. До 2021 года главный офис был в Минске, однако в конце 2020 года компания обновила информацию на сайте – теперь там указан Киев. 

В 2021 году компания стала работодателем года в Украине по версии пользователей сайта DOU в категории "800 – 1500 специалистов". Проголосовавшие украинские IT-специалисты выставляли свои оценки в пяти блоках вопросов: компенсация, условия труда, проект, карьера и лояльность. 

Сейчас у Andersen в работе 133 проекта. Среди клиентов числятся такие международные корпорации как Johnson & Johnson. При этом самое большое количество клиентов из России – всего 32 проекта. Например, банк Tinkoff. Его владелец Олег Тиньков известен своими антиукраинскими высказываниями и еще в 2014 году предлагал разделить Украину на две части. Работают ли конкретно на этого заказчика украинские разработчики – неизвестно. Всего  на этом проекте задействовано 47 специалистов Andersen Lab. 

Языковой вопрос в Andersen и раньше обсуждался на профильных IT-сайтах.

"Мне отказали в собеседовании, потому что у меня нет знания русского. Хотя в требованиях было указано, что нужно знание английского", – писал Юрий Губер, iOS Developer – Sigma Software. Его предложение пройти собеседование на английском в компании не согласовали.

Тогда же Lead Recruiter компании Карина Бабенко присоединилась к дискуссии и ответила, что у компании нет ни одного основного языка общения и никаких правил по этому поводу.

"В любом офисе, в курилке, в рабочих чатах сотрудники могут общаться на том языке, на котором им комфортно. Если вас кто-то пытается убедить в обратном – можете смело жаловаться своему менеджеру, поскольку для нас эта позиция является принципиальной", – говорила Бабенко.

Она подчеркнула, что единственная причина, по которой вам может понадобиться знание русского языка, – работа в смешанной команде. Кроме Украины, у компании есть офисы и сотрудники в Беларуси, России и Польше. Из-за этого внутри команды действительно возникает необходимость общаться на том языке, который понимают все его участники. В первую очередь, из соображений вежливости.

"Этот момент всегда можно уточнить на собеседовании и, если языковой вопрос для вас важен, вас всегда предупредят заранее", – объясняла Бабенко.

Что говорят в Andersen

Liga.Tech обратилась относительно языкового скандала в Andersen за комментариями, однако они не смогли оперативно дать ответ. Мы дополним статью, как только получим информацию от представителей компании.

Обновлено 18 января в 16:15: Почти через неделю после первой публикации в соцсетях совладелец компании Andersen Александр Орлов опубликовал пост с извинением, правда, только перед Денисом Водотийцем, на своей странице в Facebook. Он объяснил, что дискриминация совершенно неприемлема в компании и ее никогда не будут поощрять, а также поделился шагами, которые они уже сейчас сделали, чтобы подобное не повторилось в будущем. В частности, пообещали провести ряд тренингов для команды рекрутмента и hr.

Орлов также отметил, что они провели дополнительную оценку всех hr-процедур на соответствие требованиям законодательства каждой страны своего присутствия и корпоративным ценностям.

"Не буду повторять, что внутри команд мы общаемся на тех языках, которые нам комфортны для работы в мультинациональной команде. Об этом неоднократно публично говорили наши hr-специалисты.

Andersen – это команда топовых талантов, работающих в разных странах и говорящих на разных языках. Только такой коллектив, объединенный ценностями толерантности, взаимного уважения и недискриминации, способен разрабатывать программные продукты, улучшающие качество жизни людей, живущих, как и мы, в разных странах и говорящих на разных языках", – написал Орлов.

Это же заявление компания распространила на своей официальной странице.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Facebook: главные новости о технологиях

Как отреагировало IT-сообщество

Первый пост на эту тему появился в профильных соцсетях более пяти дней назад. За это время информацию о скандале распространили десятки раз. Под постами Дениса Водотийца и Богдана Мельника в общей сложности более тысячи комментариев.

Мнения разделились. Часть корреспондентов считает, что разработчики могут общаться на любом языке, принятом в команде.

Скриншот
Скриншот

Еще часть поддержали авторов публикаций и называли такую языковую политику необоснованной. 

Скриншот
Скриншот

Многие разработчики признались, что изначально не приняли бы предложение компании, в которой придется работать с командами и клиентами из России. По этой причине они посоветовали внимательно изучать отзывы о потенциальном работодателе, его репутацию до того, как рассматривать вакансию. 

К обсуждению также подключились IT-специалисты из Беларуси, которые часто работают в одних командах с украинцами. 

Скриншот
Скриншоты

Что говорят юристы

Лежит ли скандал лишь в морально-этической и репутационной плоскости, либо же данная ситуация является нарушением украинского языкового законодательства, мы попросили прокомментировать юристов. 

Адвокат ЛИГА:ЗАКОН Татьяна Осийчук рассказала, что согласно ст. 20 Закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного языка" никто не может быть принужден использовать во время работы и исполнения обязанностей по трудовому договору другой язык помимо украинского, кроме случаев обслуживания нерезидентов и лиц без гражданства. Трудовые договоры/контракты должны быть заключены на украинском языке, но допускается их синхронный перевод на другой язык.

Однако закон не обязывает использовать украинский язык до заключения трудового договора (за исключением ситуации, когда человек планирует занимать должность согласно ст. 9 указанного закона). Следовательно, на этапе коммуникации с кандидатом это не является нарушением.

Согласно ст. 18852 КоАП, которая вступит в силу 16 июля 2022 года, нарушения влекут за собой штраф от двухсот до трехсот необлагаемых налогом минимальных доходов граждан или предупреждение, если нарушение совершено впервые. 

На этапе коммуникации с кандидатом состав административного правонарушения отсутствует, следовательно, ответственность не будет применяться.

С началом использования штрафных санкций начнутся и процессы обжалований. Какой будет судебная практика – покажет время. 

Медиаюрист общественной организации "Институт массовой информации" Роман Головенко также считает, что в подобных случаях человек может ссылаться на ст. 16 ЗУ "Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине", который дает право на возмещение материального ущерба и морального вреда.

"Данный закон упоминает язык как одну из категорий, по которой могут дискриминировать. Но, к сожалению, он не предусматривает админответственности. Наказания со стороны государства за это нет, поэтому потерпевшему нужно идти самому в суд и в гражданском процессе доказывать, например, наличие морального ущерба", – говорит эксперт.