Содержание:
  2. Молекулярный биолог, останавливающая старость
  3. Украинская лауреатка "нобелевки" для математиков
  4. Создательница технологии искусственного интеллекта ChatGPT
  5. Нобелевская лауреатка, которая может спасти человечество

Наука и технологии до сих пор остаются территорией, где присутствие женщин значительно меньше мужчин – по данным ЮНЕСКО, женщины составляют менее трети ученых в мире. Несмотря на это, есть немало ученых, чьи достижения и открытия влияют на наши представления о мире и нашем будущем.

Liga.Tech рассказывает истории женщин, уже сейчас меняющих мир науки и технологий. Среди них – украинская ученая-математик, нобелевская лауреатка и техдиректор компании-разработчика искусственного интеллекта.

Главная ученая NASA

Пять женщин, меняющих науку. Они хотят продлить жизнь и создают искусственный интеллект
Никола Фокс. Фото: NASA/Aubrey Gemignani

Непростой карьерный путь женщин в NASA описан в большом количестве книг и фильмов. И даже сейчас их назначение на ключевые позиции в агентстве становится событием. 27 февраля 2023 года Никола Фокс была назначена ассоциированным администратором Управления научных миссий NASA, то есть главным научным сотрудником агентства.

Доктор Фокс стала лишь второй в мире женщиной в этой должности. Она будет отвечать за более чем 100 миссий агентства и бюджет почти в $8 миллиардов.

Когда первый человек ступил на Луну, Никола Фокс была девятимесячным младенцем. Но по семейной легенде, видела этот момент, потому что отец поднес ее к экрану телевизора и в будущем сделал все, чтобы влюбить дочь в космос.

Госпожа Фокс окончила Имперский колледж науки, технологий и медицины в Лондоне. Обладает степенью доктора философии физики космоса и атмосферы. С середины 1990-х начала карьеру в США, где работала в Центре космических полетов имени Годдарда. Работала над проектами для NASA, занималась популяризацией науки в качестве редактора специализированных изданий.

Доктор Фокс присоединилась к NASA в 2018 году в качестве научного директора отдела гелиофизики. Она была ведущим научным сотрудником миссии Parker Solar Probe и присутствовала на запуске в августе 2018 года.

Ученая руководила работой NASA по изучению ключевых космических явлений и улучшению ситуационной осведомленности о них. Ее портфолио также включает исследования космической погоды NASA, которые помогали правительству США лучше прогнозировать космическую погоду, которая может мешать радиосвязи, влиять на точность GPS и даже – в экстремальных случаях – влиять на электрические сети на Земле.

Как сообщается на сайте NASA, она должна создать сбалансированное портфолио миссий и исследовательских целей, которое обеспечит глубокое научное понимание Земли, других планет, Солнца и Вселенной. Это станет интеллектуальной основой для роботизированных и человеческих экспедиций будущего, в то же время удовлетворяя современные потребности в научной информации.

В NASA ее ценят за лидерство и умение делать науку понятной широкой аудитории. "Это лучшая работа на планете", – отвечает Фокс.

Молекулярный биолог, останавливающая старость

Синтия Кеньон. Фото: Inside UCSF/Flickr

Синтия Кеньон – молекулярный биолог. Ее цель – потенциально продлить жизнь людей на 100 лет.

Вместе с другими исследователями Кеньон пришла к мнению, что на старение и связанные с ним заболевания можно влиять через генетическую мутацию или прямое вмешательство (например, ограничения в питании) эволюционно сохраненного сигнального пути инсулина.

20 лет назад она провела эксперимент, показавший, что смена одной буквы ДНК лабораторной аскариды позволила ей прожить шесть недель вместо трех. Подобные результаты позже были воспроизведены на плодовой мушке Drosophila melanogaster и мыши Mus musculus. Следующая логическая гипотеза состоит в том, можно ли то же самое сделать с людьми.

За свои открытия Кеньон получила много наград, в том числе Международную премию короля Фейсала по медицине, премию Ассоциации американских медицинских колледжей за выдающиеся исследования. Она является членом Национальной академии наук США, а также Американской академии искусств и наук. В 2003 году она являлась президентом Генетического общества Америки.

В 2013 году Кеньон присоединилась к компании Calico, щедро финансируемой Google. Это анонсировали как долгосрочный проект, который попытается выяснить причины старения и что с ними можно делать. Несмотря на то что на исследования Calico было выделено более 1,5 млрд, об их результатах известно не очень много. Calico остается суперсекретной компанией, которая не отвечает на запросы журналистов, а ученых просит подписывать договор о неразглашении.

Украинская лауреатка "нобелевки" для математиков

Марина Вязовская. Фото: EFPL/F Merz

Марина Вязовская – украинская ученая-математик, которая в 2022 году получила медаль Филдса. Это престижная награда для молодых ученых, ее называют "нобелевкой" для математиков.

Украинка стала лишь второй женщиной, получившей эту премию за 86-летнюю историю ее существования.

38-летняя ученая родилась в Киеве, в семье инженеров. Она окончила механико-математический факультет Киевского национального университета имени Шевченко, защитила кандидатскую в Институте математики НАН Украины, а затем сделала успешную международную научную карьеру.

Сейчас Марина – профессор, заведующая кафедрой теории чисел Федеральной политехнической школы Лозанны.

"У нас на факультете где-то 25 профессоров, среди них – шесть женщин. Для математического института это достаточно высокое число, и мы этим гордимся", – рассказывала Марина в интервью "Суспільному".

Свою медаль Филдса Марина получила за элегантное решение части 18-й проблемы Гильберта — задачи упаковки шаров в 8-мерном пространстве.

Задача об упаковке шаров при укладке пушечных ядер на кораблях британского военного флота поставлена в конце 1500-х английскими математиками и оставалась недоказанной на протяжении нескольких веков. Ее не смогли решить Иоганн Кеплер и Исаак Ньютон, она была в списке из 23 нерешенных математических задач, составленного в 1900 году Давидом Гильбертом.

Марина работала над ее решением несколько лет. Свою награду – $15 000 – за решение задачи Марина потратила на поддержку Украины.

Создательница технологии искусственного интеллекта ChatGPT

Мира Мурати. Скриншот с видео

Мира Мурати – технический директор компании OpenAI, занимающейся разработкой ChatGPT. Она присоединилась к OpenAI в июне 2018 года, а в мае 2022 года ее повысили до нынешней должности. В связи с безумным успехом новой технологии искусственного интеллекта стала одной из самых влиятельных персон в своей области.

Мурати имеет албанское происхождение, но родилась и выросла в Сан-Франциско в семье учителей средней школы из городка Влера. Будущая tech-менеджер окончила Дартмутский колледж со степенью бакалавра инженерии в области машиностроения.

Она продолжила карьеру как инженер передовых концепций во французской аэрокосмической компании Zodiac Aerospace, была старшим менеджером по продукции в Tesla для их автомобиля Model X. После этого Мурати в течение двух лет работала вице-президентом по продуктам и разработкам в Leap Motion. Эта компания производит контроллеры, которые позволяют пользователям управлять цифровыми объектами движениями рук при подключении к ПК или Mac.

В 2018 году Мурати присоединилась к OpenAI как вице-президент по прикладному искусственному интеллекту и партнерству. А десять месяцев назад стала главным техническим директором компании. С момента назначения Мурати на должность технического директора OpenAI выпустила некоторые из своих самых популярных игр с искусственным интеллектом, таких как DALL.E 2 и ChatGPT,

До последнего времени tech-менеджер была абсолютно не публичной персоной. Однако после успеха последних продуктов ее все чаще приглашают обсудить их влияние на человечество.

"Мы не уверены, заменит ли нас полностью искусственный интеллект или расширит то, что мы делаем. Но думаю, что в целом это может оказать очень положительное влияние в том смысле, что ИИ может решить очень сложные проблемы реального мира, такие как изменение климата или медицинское лечение болезней", – говорит Мурати о будущем использовании технологий, над которыми она работает.

Нобелевская лауреатка, которая может спасти человечество

Дженнифер Даудна. Фото: EPA

Дженнифер Даудна — американский  биохимик, лауреатка Нобелевской премии по химии 2020 года (с Эмманюэль Шарпантье) за развитие метода редактирования генома.

В 2012 году она с Эмманюэль Шарпантье в научной работе озвучили мнение, что механизм CRISPR/ Cas9 может использоваться для запрограммированного редактирования генов. Это оценивается как одно из самых весомых открытий в истории биологии. В будущем генетические ножницы CRISPR/Cas9 могут привести к новым научным открытиям, лучшему урожаю и помочь создать новое оружие в борьбе с раком и генетическими заболеваниями.

Даудна росла в семье американских интеллектуалов. На полках ее дома было немало научных книг, а в шестом классе ей в руки попал экземпляр книги Джеймса Уотсона в 1968 году об открытии структуры ДНК "Двойная спираль", которая стала для нее главным источником вдохновения. Несмотря на то что ей говорили: "Женщины не идут в науку", она знала, что хочет стать ученой, вопреки всему.

Свою карьеру ученая начала в 1989 году, когда получила степень доктора философии по биохимии в Гарвардской медицинской школе – под руководством Джека Шостака, впоследствии нобелевского лауреата 2009 года. Ее докторские исследования фокусировались на РНК.

С 2002 года работает в Калифорнийском университете в Беркли, где сейчас она –  профессор химии, молекулярной и клеточной биологии. Также она является исполнительным директором научного проекта, который продолжает исследование механизма CRISPR/Cas97.