Люди бронзового века сделали наконечник стрелы из метеорита – исследование
Фото: zvg/Thomas Schüpbach

В конце 1800-х годов археологи обнаружили наконечник стрелы в жилище бронзового века в Меригене, Швейцария. С тех пор 3000-летний артефакт являлся частью коллекции Бернского исторического музея. Новое исследование показало, что наконечник сделан из метеорита, упавшего на Землю 3500 лет назад.

Рентгеновская томография и гамма-спектрометрия показали, что наконечник стрелы размером с ладонь содержит изотопы алюминия-26, не встречающиеся на Земле в природе, а также следы сплава железа и никеля, встречающиеся в метеоритах.

Анализ также выявил следы от шлифовки, оставшиеся после того, как метеориту придали форму наконечника стрелы, и остатки смолы, которая, вероятно, использовалась для крепления острия к древку стрелы.

Люди бронзового века сделали наконечник стрелы из метеорита – исследование
Фото: zvg/Thomas Schüpbach

Первоначально ученые считали, что артефакт был связан со 170-тысячелетним метеоритом Тваннберг, упавшим в восьми километрах от жилья. Однако дальнейшее исследование показало, что концентрации никеля и германия в наконечнике стрелы не совпадали с содержанием Тваннберга.

Ученые нашли в базе данных метеорит Каалиярв в Эстонии, в 2250 км от Швейцарии, который соответствовал по составляющим. Выяснилось, что найденный наконечник стрелы был сделан из 1800-килограммового небесного тела. Так ученые заключили, что найденный артефакт был предметом торговли.

С 1 февраля 2024 года по 25 апреля 2025 года наконечник стрелы будет выставлен в Бернском историческом музее.