Big chicken is watching you: зачем МХП следит за сотрудниками
На днях владелец и глава правления агрогиганта Мироновский хлебопродукт Юрий Косюк ошарашил общественность своим заявлением, рассказав, что его сотрудники работают перед камерами. И это происходит не только ради их удаленного контроля. Оказывается, психологи компании вычисляют с их помощью счастливых и несчастных людей. И последние оказываются под пристальным вниманием психологов и эйчаров компании.
И хотя Косюк не сказал напрямую, что несчастливых сотрудников, которые не хотят меняться, ждет увольнение, сам факт градации людей на счастливых и несчастных вызвал бурю негодования у многих пользователей Facebook.
LIGA.net решила выяснить, насколько далеко зашла у МХП практика удаленного наблюдения. И вообще законно ли принятие решений относительно персонала в зависимости от его уровня счастья?
Маленький украинский Китай
Некоторое время назад СМИ опубликовали информацию о том, как Китай устанавливает в городах десятки тысяч камер для тотального контроля за населением и внедряет систему “социального рейтинга”, который делит людей на благонадежных и неблагонадежных.
Многим казалось, что это что-то далекое и безумное. Но, как выяснилось, на одном украинском предприятии все оказалось намного ближе к этой реальности.
“Когда мы рассказываем, какие эксперименты мы ставим над сотрудниками, часто слышим в ответ, что только идиоты могут работать в этой компании. При этом с притоком и удержанием людей нет проблем. Мы мониторим эмоции сотрудников. Люди сидят под камерами. Но мы не смотрим на то, как они ковыряются в носу или чешут ухо”, - рассказывал Косюк на недавнем форуме Дирижеры изменений.
Удивил еще один рассказ бизнесмена.
“У нас парень, который очень стремительно набрал вес. И HR наблюдал последние полгода, как он толстеет. Когда психологи начали работать с этим человеком, оказалось, что единственной радостью в жизни он считал возможность вкусно поесть. Мы поняли, что человек не может занимать высокую позицию, поскольку он занимает чье-то место и сдерживает рост молодых активных мотивированных людей”, - рассказал Косюк.
В МХП, правда, позже отметили, что увольнение человека, который пополнел, не связано с проектом наблюдения и сказано как пример, "который иллюстрирует сложность выявления реальных причин демотивации сотрудников".
“Человеку дали несколько раз сменить функционал, многое было сделано”, - отметили в МХП.
Косюк добавил, что счастливые люди более эффективны и лучше работают.
“Что делать с несчастными людьми? Найти им другое применение. Это не значит, что мы их увольняем, мы находим человеку роль, в которой он счастлив”, - отметил бизнесмен.
Благие намерения или жажда выгоды
Как рассказала директор департамента управления персоналом и комуникаций МХП Ксения Прожогина, пилотный проект по наблюдению подсмотрели в одной из американских компаний и решили внедрить похожую систему у себя. С лета "под присмотром" работает 70 человек.
“Это еще один инструмент для руководителя или HR, чтобы вовремя понять, что с человеком происходит что-то не так. Что проект, который дали ему в работу, не по душе, что он перегорел от своих обязанностей и хочет заниматься чем-то другим”, - отмечает Прожогина.
В МХП подчеркивают, что цели уволить человека вообще нет. Есть только желание сделать так, чтобы каждый сотрудник был эффективен. По возможности, решить его проблемы или переместить его на то место, где ему будет комфортнее.
Как отмечает Прожогина, за время эксперимента ни одного сотрудника не уволили. Трем людям только поменяли проекты. Тем не менее, ситуации, когда сотрудник не счастлив и помочь ему не удается, тоже придется решать. Как дали понять в МХП, если такие случаи будут, компания постарается, чтобы сотрудник ушел сам.
“Когда мы определяем несчастливого человека, то мы с ним долго работаем, выясняем причину. И если мы с помощью психологов не смогли помочь, человек сам приходит к тому, что он здесь себя изжил, и нужно что-то менять”, - отмечает Прожогина.
Несмотря на эти человеколюбивые заявления компании, сам Юрий Косюк не скрывает своих планов по увольнению сотрудников.
“В обязательном порядке есть 20% сотрудников компании из красной зоны. Это люди, которые непременно будут уволены каждый год”, - рассказывал он интервью Евгению Черняку.
Большой отток кадров с МХП подтверждает и источник LIGA.net в компании. “Судиться с МХП никто не будет. Люди просто отсюда сбегают потихоньку”, - отмечает источник.
Тем не менее, законно уволить человека, если он того не хочет, не так-то и просто, даже если его квалификация действительно недостаточная, говорит управляющий партнер ЮК Jurimex Юрий Крайняк.
Искусственный интеллект и большие планы
Как говорят в МХП, сотрудники, которые участвуют в проекте, ознакомлены, что за ними наблюдают и их анализируют.
“Они подписывают письменное уведомление. Также, когда сотрудник принимается на работу, мы с ним подписываем соглашение об обработке не только персональных данных, но и биометрических. А съемка камерой - это персональные биоданные”, - говорит Прожогина.
Изначально искусственный интеллект с помощью камеры будет вычислять, сколько процентов времени человек находился в плохом расположении духа. Если такого времени много и это происходит систематически, за человека берутся психологи и эйчары.
Похоже, в МХП очень расчитывают на этот метод. Компания планирует до конца 2019 года перевести под наблюдение весь административный персонал компании. А это, на секундочку, 6000 человек.
Юридическая сторона вопроса
Отвечая на вопрос, является ли нарушением постоянное видеонаблюдение сотрудников, опрошенные редакцией юристы расходятся во мнениях.
“Сотрудников не имеют права снимать без их ведома - это унижение чести и достоинства. Тем более следить и использовать это в качестве экспериментов. Законная съемка может вестись, только если они подписали разрешение”, - говорит адвокат, директор юридической компании Прима лидер груп Дина Дрыжакова.
Но, как отмечает Юрий Крайняк, камеру в офисе поставить можно.
“Камера в офисе, салоне магазина, аэропорту, на складе продукции, вокзале законна, пока она не нарушает права человека на личную жизнь. Если человек приходит на работу в офис, цех или склад, его работа не является его личной жизнью - он исполняет трудовую функцию в рамках установленных трудовых правил, а не решает вопросы личной жизни”, - говорит юрист.
Иначе обстоят дела с изучением поведения людей. Делать этого без специального письменного согласия сотрудника нельзя. А то, что компания предлагает подписать подобные бумаги, как обязательное условие при приеме на работу - это нарушение, о котором можно сообщить следователю или в Госкомтруд, считает юрист.
“Потому как необходимость проведения над сотрудником экспериментов и исследований не обуславливаются трудовой функцией. Любой толковый юрист эту схему разломает на мелкие снежинки”, - отмечает Крайняк.