Чернобыль за $34 000: Как украинцы продают виртуальную реальность
Лаборатория виртуальной реальности Sensorama Lab начиналась с небольшого помещения и пяти человек в команде. А теперь у нее два офиса - в центре Киева и в UNIT.City, 40 сотрудников, заказы от клиентов и партнеров из Германии, Нидерландов, Польши и место в ТОП-15 разработчиков AR/VR по версии компании Clutch. И такой путь компания прошла чуть больше, чем за 2 года.
Журналистка LIGA.net пообщалась с главой видеопродакшена Sensorama Lab Аленой Стулий и расспросила ее о проектах, сложностях работы с VR и о том, как украинцы реагируют на виртуальную реальность.
Как все начиналось
Основатели Sensorama - школьные друзья Сергей Терещенко и Кирилл Покутный. До Sensorama Терещенко работал в компании, которая занимается кабельной продукцией, затем в Укртелекоме. Покутный был помощником директора в одном из медиахолдингов, потом перешел в маркетинг.
А в 2009 году друзья решили заняться IT. Поставляли товары из Китая, потом производили и продавали сенсорное оборудование, разрабатывали софт для сенсорных устройств. А после открыли Sensorama, вложив в нее $100 000 заработанных денег. Компании чуть больше двух лет. И вложения в нее уже окупились. Средняя стоимость проекта в Sensorama составляет около $15 000.
Первым собственным продуктом стал фильм о Чернобыле в VR-формате. Команда собрала на него более $34 000 на Kickstarter. “Мы вместили в него все, что могли. И после этого посыпались заказы”, - рассказывает глава видеопродакшена Sensorama Алена Стулий.
Проект на шести дисках и своя ферма
Начинать, вспоминает она, было непросто. Когда команда только принялась снимать видео в формате 360, еще не было крутых удобных камер. “Мы печатали на 3D-принтере каркас, в котором размещали 6 камер GoPro и синхронизировали их”, - рассказывает Стулий.
Она говорит, что такой способ всегда был волнительным, ведь нельзя было следить в режиме реального времени, как все идет. Если одна камера в конструкции переставала работать, специалисты замечали это уже во время монтажа. Особенность-то съемки видео 360 в том, что камеру оставляют наедине с героем или процессом.
Фото: офис Sensorama Lab в UNIT.City
Сейчас главная сложность - обработка огромных массивов информации. “Однажды нам прислали материал на пост-обработку, снятый на сферическую камеру Nokia Ozo. Нам пришлось идти покупать дополнительную видеокарту. Сейчас у нас своя ферма”, - делится глава видеопродакшена.
Она рассказала, что в Sensorama один файл может может весить 100 Гб. А, к примеру, проект “Киев: от заката до рассвета”, сделанный для Lenovo, размещался на 6 дисках по 3-4 Тб.
Все потому, что видео 360 - это сфера вокруг, стереоизображение, 4К разрешение. Так что рендерится оно часами. Рекорд Sensorama - 28 часов.
В связи с этим, команда старается также минимизировать количество правок в работе с клиентами. Ведь, учитывая объемы информации, не получится быстренько вернуться на этап назад и внести “маленькую правочку”.
iPhone не предназначен для VR
Алена Стулий говорит, что количество VR-масок на руках пользователей в Украине растет. И модельный ряд тоже.
Чтобы понимать, как лучше делать проекты, команде Sensorama приходится знакомиться с устройствами. Она старается быстро заполучить новые маски, чтобы понимать мощности и возможности.
“Клиенты просят у нас рекомендации. И если клиент хочет супермобильный опыт, мы не можем предложить, к примеру, HTC Vive, потому что нужно будет возить с собой компьютер, трекеры, контроллеры, человека, который это все разложит. А если клиент хочет использовать продукт на стенде, то незачем предлагать кардборды”, - объясняет Стулий.
Фото: офис Sensorama Lab в UNIT.City
Сейчас в распоряжении компании есть маски Oculus, Samsung, Microsoft, Pico, Meta, HTC, Epson, Lenovo. И в работе Sensorama важно понимать, под какое устройство делать проект. Ведь у всех разные мощности. Когда команда делала проект под Lenovo, то создание версии под HTC Vive заняло неделю.
Кардборды тоже не универсальны. К примеру, Стулий рассказала, что iPhone вообще не предназначены для VR. У них неподходящее разрешение экрана, и потому даже с кардбордами опыт будет не очень.
От маркетинга до арта
По словам Стулий, в Украине VR используют больше в маркетинговых целях. Как вот к выпуску на украинский рынок своего шлема Lenovo заказала проект “Киев: от заката до рассвета”. Компания хотела показать возможности своего VR-устройства с помощью локального контента, - чтобы это было интересно. И заказала VR-экскурсию по киевским местам.
Компания также делала тест-драйвы машин для Lexus и Toyota. Снимала концерт группы Океан Эльзы и ролик о компании, которая строила новый саркофаг для Чернобыльской АЭС.
Бывают работы социального характера. Например, совместно со швейцарским продакшеном Sensorama делала проект против буллинга: когда пользователь мог надеть VR-маску и почувствовать себя на месте ребенка, которого травят. Для заправок ОККО компания создала VR-интерактив, который показывает, к чему приводят те или иные решения водителя и пассажира.
Фото: офис Sensorama Lab в UNIT.City
А для ДТЭК компания создала обучающий симулятор, в котором рабочие тренируются делать опасные задачи. Они надевают шлем, костюм Teslasuit, который передает телу ощущения из VR, и проходят обучение. Костюм передает вибрации, бьет током, если рабочий сделал что-то не то.
Много проектов компания делает в арт-сфере. Сотрудничает с художниками, музыкантами. Стулий говорит, они более открыты к экспериментам.
Украинцы и VR
В целом украинцы относятся к VR с интересом. Глава видеопродакшена вспомнила несколько проектов, когда люди выстраивались в длинные очереди, чтобы посмотреть, что там в шлеме. Сложности возникают только на ивентах с людьми, которые пришли по другому поводу.
“У нас был ивент с чиновниками, и часть из них не захотела надевать маску. Возможно, постеснялись, что не знают, как с этим обращаться. Или им это просто не надо, не интересно”, - рассказывает Алена Стулий.
Фото: офис Sensorama Lab в UNIT.City
Однако об интересующихся все равно важно подумать в процессе создания контента. Специалист выделила пару особенностей из опыта работы:
не заполнять первую минуту чем-то важным, потому что человек начинает так восторгаться форматом, что ничего не воспринимает.
позаботиться о приятных ощущениях. В проекте “Киев: от заката до рассвета” первая сцена должна была быть полетом над Киевом. Однако команда поняла, что для пользователя это будет слишком и нужен менее агрессивный wow-эффект. Поэтому поставили фото, чтобы была возможность адаптироваться и все рассмотреть.