Финтех в прошлом, настоящем, будущем… и украинских реалиях
Фото - Depositphotos.com

Пандемия COVID-19 ускорила цифровой сдвиг в использовании различных сервисов, в том числе финансовых. Согласно отчету McKinsey &Co, только за май 2020 года уровень цифрового вовлечения в европейских странах вырос до 20%, а использование наличных денег сократилось вдвое. Эксперты называют эти изменения необратимыми. Финтех-революция наступает гораздо быстрее, чем ожидалось, причем сильнее всего она меняет ландшафт рынка в развивающихся странах, к которым относится и Украина.

Правда, чтобы совершить такой “цифровой скачок” в Украине, потребуется “добрая воля” не только участников рынка, но и регуляторов, ведь вопросы предоставления любых финансовых услуг традиционно весьма жестко зарегулированы. Что, безусловно, правильно - деньги граждан должны быть надежно защищены. Но, как показывает мировой опыт, появление на финрынке не финансовых игроков не просто не несет никаких дополнительных рисков для безопасности платежей и сбережений, а и снижает их. Чтобы убедиться в этом, стоит вспомнить историю развития ключевых финтех-стартапов, изменивших наше представление об удобстве платежей.

История финтеха и глобальный контекст

Историю финтеха в широком смысле этого слова отсчитывают еще с конца XIX века, когда появление телеграфа и азбуки Морзе заложили основы финансовой глобализации. В 1950 году была создана первая кредитная карта, а еще в далеком в 1997-м ING Group запустила в Канаде первый виртуальный банк без физических отделений.

Но настоящая финтех-революция началась во-второй половине 2000-х. В Великобритании и США появились первые площадки p2p-кредитования, а в Африке произошел нашумевший прорыв в мобильных платежах. Его совершила компания M-Pesa, которая вышла на кенийский рынок в 2007 году.

Мощным драйвером развития финтеха стал и финансовый кризис 2008 года, подорвавший доверие к банковской системе.

Многие сотрудники финансовых корпораций остались без работы и направили свою активность на создание проектов, которые могли стать альтернативой банкам.

Одной из таких инициатив стало создание биткоина в 2009 году – цифровой валюты, которая оборачивается без участия крупных банков. Биткоин и другие криптовалюты выделились в отдельный рынок, который бурно развивался, однако пережил сокрушительный крах в 2018 году. Но фундамент, на котором вырос биткоин – технология блокчейн – по-прежнему относится к важным драйверам финтех-революции. По подсчетам ведущих аналитических компаний мира, внедрение блокчейн-инфраструктуры поставщиками финансовых услуг может сократить на 30-70% их затраты на финотчетность, комплаенс и бизнес-операции.

Вскоре в большую финтех-игру включились гиганты технологической индустрии.

Сильнейшим толчком в развитии этого рынка стало повсеместное распространение смартфонов и запуск цифровых кошельков ведущими digital корпорациями. В 2011 году появился Google Wallet, а в 2014-м – Apple Pay. Вместе с банками-челленджерами они стали использовать свою сильную сторону – управление данными – для создания персонализированного пользовательского опыта.

Сегодня финтех быстрее всего завоевывает рынки в развивающихся странах – там, где западные банковские системы не успели пустить глубокие корни. Согласно индексу EY Fintech Adoption наибольшее проникновение финтеха – в Китае (69% населения использует финтех-услуги) и Индии 52%.

Финтех-календарь: таймлайн появления инноваций, изменивших отрасль

2005 – Год рождения первого финтех-стартапа – британской площадки p2p-кредитования Zopa. В этом же году была создана шведская компания Klarna – крупнейший на сегодня финтех-проект Европы, объединяющий 85 млн клиентов в 17 странах

2006 – Появилась крупная площадка p2p-кредитования в США – Lending Club

2009 – Запуск терминалов Square для быстрого процессинга платежей в торговых центрах

2009 - Создание биткоина

2011 – Запуск Google Wallet

2012 – глобальные инвестиции в финтех достигли $2,6 млрд (по итогам 464 сделок)

2014 – запуск Apple Pay. В этом же году родилась Ant Financial – крупнейшая финтех-компания современности

2015 – Инвестиции в финтех достигли исторического максимума – $14,1 млрд. Европарламент одобрил директиву PSD2, которая существенно расширяет возможности небанковских платежных систем

2016 – Вклад финансовых сервисов в ВВП США достиг 7,3%, Великобритании – 11%, Сингапура – 13%

2016-2017 – Финтех-компании в Великобритании получили право работать в «регуляторной песочнице» (без лицензии). За полтора года заявку подали 207 проектов, одобрение получили 60 из них

2017 – 82% финансовых институций в мире заявили о желании работать с финтехом

2019 – в Европе вступила в силу директива PSD2. До 15 сентября 2019 года банки Европейского союза должны были открыть свои API для сторонних поставщиков финансовых услуг

2020 – Пандемия COVID-19 многократно ускорила цифровую трансформацию и миграцию пользователей в диджитал-сервисы, включая финансовые

Источники: BI Intelligence, McKinsey &Co, данные компаний

Украина: главные вызовы для финтех-отрасли

Зачем Украине финтех? Недавно министерство экономразвития опубликовало данные, согласно которым 30% украинского малого и среднего бизнеса находится в тени. А экс-глава НБУ Яков Смолий добавил, что эту цифру можно смело множить на два. Финтех мог бы стать драйвером «обеления» этих денег путем их вывода в безналичный расчет. За последние несколько лет в Украине произошло очищение банковской системы – теперь самое время развивать небанковский сектор финуслуг.

По данным Украинской ассоциации финтех и инновационных компаний, по состоянию на 2019 год в Украине насчитывалось свыше 100 финтех-стартапов. В стране активно развиваются необанки – Monobank (почти 2 млн клиентов), SportBank и другие проекты, работающие в сегменте Banking as a Service.

Провайдеры телекоммуникационных услуг также успели занять свою нишу на рынке финтех - платежи с мобильного счета.

Еще в 2013 году «Киевстар» запустил услугу «Мобильные деньги», которая через 4 года была перезапущена - так появились сервисы “Смарт-Гроші”, когда получили лицензию НБУ на перевод денег без открытия счета. Так абоненты предоплаченной связи получили возможность оплачивать разные услуги и товары с мобильного счета. В “Киевстар” отмечают, что мобильные операторы не конкурируют с банками в нише мобильных платежей, а скорее банки выступают здесь партнерами по переводам и эмиссии электронных денег.

«Но, несмотря на отдельные успехи, сегодня в Украине нет подходящих условий для развития финтеха и цифрового общества в целом», - считает руководитель департамента мобильных финансовых услуг компании «Киевстар» Сергей Коптик.

Финтех в прошлом, настоящем, будущем… и украинских реалиях
Сергей Коптик

По его словам, и без того медленное развитие рынка подкосил еще и закон о финмониторинге, вступивший в силу в апреле 2020 года. С одной стороны, он призван противодействовать отмыванию денег и финансированию терроризма, с другой – затрудняет работу с не идентифицированными платежами.

Именно в этой нише финансовых услуг видели себя телеком-операторы, которые могли бы взять на себя мелкие денежные операции, пользующиеся большой популярностью – например, оплату транспорта или платных мобильных приложений. «Операции до 126 грн убыточны для банков, – утверждает Коптик. – Эту нишу могли бы занять небанковские игроки, в первую очередь – телеком-операторы».

По его мнению, у крупнейших мобильных операторов Украины есть уникальные возможности, которыми не обладает ни один банк страны – огромная база клиентов, легкий доступ к этой базе и наличие денег на счете абонента. «На этой базе могла бы вырасти масса небольших финтех-компаний», - уверен Коптик.

Но нужна добрая воля регулятора финрынка. Будет ли она?

16 июля Национальный банк Украины обнародовал «Стратегию развития FinTech 2025». Заместитель начальника управления стратегии и реформирования банковской системы НБУ Михаил Видякин рассказывает, что исходя из этого документа, главными приоритетами станут финансовая инклюзия, инновации и безналичные операции. «Финтех – это, в первую очередь, комфортная “последняя миля” для клиента», – говорит он.

Согласно «Стратегии развития FinTech 2025», планируется разработать и внедрить концепт полноценной регуляторной «песочницы», которая позволит быстро тестировать инновационные проекты. Также документ подразумевает запуск удаленной идентификации и верификации, имплементацию евродирективы PSD2, усовершенствование вопросов финмониторинга и KYC-регуляций, моментальные платежи со счета на счет в СЭП в формате 24/7 и другие приятные для потребителей вещи. Правда, эти же тезисы в НБУ озвучивали и год назад, но пока ситуация не поменялась к лучшему, а, скорее, наоборот.

По мнению Сергея Коптика, драйвером развития финтеха в Украине может стать новый закон о платежных услугах, который имплементирует принципы «открытого банкинга» (Open Banking). Благодаря этому закону в Украине могут появиться платежные организации, которые смогут выполнять функции банков – открывать платежные счета, выпускать карты для клиентов, выполнять переводы и другие платежи с этого счета и так далее. «В этом продукте могут быть заинтересованы, в частности, крупные ритейлеры и компании в сфере микрокредитования», – отмечает Коптик.

Одним из последствий закона может стать то, что украинцы смогут управлять счетами разных банков в едином мобильном приложении.

Дело за малым - принять его. Проект закона был презентован НБУ еще в феврале этого года, но до рассмотрения дело пока не дошло. Хочется верить, что парламентарии поддержат эту важную инициативу. Ведь, в итоге, она может подстегнуть экономику не хуже многих других мер, которыми сейчас заняты депутаты.