Как Эстония делает свою Дию и почему задерживает. Объясняет диджитализатор Луукас Ильвес
В январе 2023 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе Эстония представила приложение mRiik ("Мобильное государство") на базе Дии. Вместе с главой украинской Минцифры Михаилом Федоровым на презентации присутствовал его эстонский коллега Луукас Ильвес.
Присоединяйтесь к нам Facebook и принимайте участие в дискуссиях
Анонсировалось, что в эстонской Дии будут три цифровых документа, в том числе ID-карта и эстонский паспорт, а также ряд электронных сервисов. По словам Федорова, Украина поделилась с Эстонией кодом и UX/UI дизайном приложения. Полноценный запуск приложения планировался на середину 2023 года, но эстонцы до сих пор им не пользуются.
Liga.Tech посетила Эстонию и поговорила с Ильвесом о том, почему mRiik до сих пор не запустили, об опасениях эстонцев и функциях, которых пока нет в Дии.
Материал подготовлен в рамках пресс-тура, организованного при финансовой поддержке Европейского Союза в рамках проекта EU4DigitalUA, внедряемого Академией электронного управления (Эстония).
Почему не запустили mRiik
Осенью 2022 года Эстония согласовала сотрудничество с украинской Минцифрой для разработки применения эстонского аналога Дии, и уже в мае-июне его протестировали местные пользователи.
mRiik работает классно и делает все, что нужно после установки на смартфон, говорит Ильвес. Но его разработка продолжается – именно поэтому еще не запущена публичная версия. Прежде всего процесс тормозится законодательством. Хотя эстонцы уже два десятка лет используют электронную ID и цифровую подпись, электронные документы все еще ждут приравнивания к бумажным.
Законопроект об этом должен пройти несколько чтений в парламенте, объясняет Ильвес, и теоретически это могло бы длиться один-два месяца. Но в текущей ситуации процесс может занять немного больше времени, говорит собеседник: "Это не изменения в конституцию, это политический вопрос, а не институциональный".
Кроме того, mRiik расширяет список услуг, доступных в приложении. Это должен быть тот же спектр услуг, что и на государственном портале.
О злоупотреблении данными со стороны государства
Общее доверие правительству и данным Луукас называет одним из важных элементов работы электронных государственных услуг. "Прозрачность и гарантия того, что данные не используются ненадлежащим образом, всегда были самым высоким приоритетом", – говорит собеседник.
"К вашим личным данным имеет доступ полиция – чтобы знать, есть ли у водителя разрешение на оружие, медицинские работники – чтобы они имели доступ к вашим данным, если вы попадаете в больницу без сознания", – объясняет Ильвес. Злоупотребления с данными иногда неизбежны даже в Эстонии, и государство "очень прозрачно" это видит. Есть случаи, когда полицейского или медсестру увольняли или привлекали к дисциплинарной ответственности из-за неправомерного доступа к личным данным.
Госслужащие знают, что если они будут злоупотреблять полномочиями, то будут наказаны и это выйдет наружу, говорит Ильвес.
Относительно отслеживания локаций пользователей – в mRiik еще нет сервисов на основе местоположения, команда только работает над их разработкой. И очень осознает риски утечки данных, добавляет Ильвес – поэтому пользователь будет четко понимать, как и когда будут использоваться данные о местонахождении.
"Доверяют ли наши пользователи тому, что в приложении не будет бэкдоров? (возможность несанкционированного доступа к устройству пользователя. – Ред.)", – спрашивает собеседник и одновременно отвечает, что mRiik будет иметь открытый код. То есть все желающие смогут проверить его "начинку".
Сколько эстонцев боятся цифровых услуг
Эстонская цифровая команда измерила долю людей в Эстонии, которые не пользуются общедоступными услугами из-за конфиденциальности или безопасности. Это всего 4%. "И мы хотим сохранить этот показатель – ведь тяжело заставить 96% пользователей доверять нам", – добавляет Ильвес. Но инциденты происходят, хотя и не всегда злонамеренные. Несколько месяцев назад, говорит Луукас, реестр населения поделился определенными данными с учеными, и людям это не понравилось.
Пока Ильвес не оценивает, сколько эстонцев решат скачать mRiik, когда приложение все же выйдет: "Я надеюсь, что большинство пользователей наших цифровых государственных услуг загрузят его". "Наша задача состоит в том, что сегодня пользователи уже знают, как использовать электронные сервисы на десктопе или в мобильном браузере. Поэтому мы должны "подсластить горшочек" чем-то новым", – добавляет Ильвес.
Украинский опыт пригодится
Хотя у эстонских цифровых сервисов в 30 раз меньше пользователей, чем в Украине, некоторые сбои происходят. Но команда строит много инфраструктуры, уверяет Ильвес. Бывали моменты, когда устаревшие сервисы перегружались. Так, два года назад, когда в стране распространяли вакцину от COVID, время ожидания логина в систему регистрации вакцинирования могло достигать 10-15 минут. "Это была устаревшая система, которая не базировалась на облаке и не масштабировалась, поэтому она могла обслуживать только 10 000-20 000 пользователей одновременно", – объясняет собеседник. Луукас добавляет, что переход на облако – это постоянный процесс.
У Эстонии есть 20 лет наследия в области диджитализации, поэтому инфраструктуру для приложения нужно настраивать и масштабировать. Хотя с новой инфраструктурой не должно быть проблем, добавляет собеседник.
"Мы будем смотреть на необычные услуги в Украине. Сейчас исследуем, как можно использовать приложение в качестве проездного билета в общественном транспорте", – делится Ильвес.
Что еще может появиться в mRiik
Одна из вещей, над цифровизацией которой размышляют в Эстонии, – это то, как сделать политические процессы более вовлеченными. "Многие органы местного самоуправления проводили общественное бюджетирование в Эстонии, где определенная часть бюджета формировалась не с помощью обычного политического процесса, а через опрос граждан, – объясняет чиновник. – И мы думаем над тем, как улучшить демократическое вовлечение".
Также команда по диджитализации выясняет вместе с ритейлом, можно ли перенести карты лояльности в цифровой вид. Ответ – да, но нужно решить, какую технологию выбрать – NFT, QR-коды и т.д.: "Есть куча технологических вопросов относительно того, как именно мы это делаем".
В следующем году идентификационные карты эстонцев получат поддержку технологии NFT, так что, вероятно, будет поддержана именно эта технология.