Китай скупает автопром. Как КНР подминает под себя мировые бренды и автопроизводства
Китайские автопроизводители все больше расширяют свое присутствие в мировой автомобильной промышленности разными способами, включая поглощение, совместные предприятия и стратегические партнерства. Они немало инвестируют как в традиционных автопроизводителей, так и в новые компании по производству электромобилей – более $120 млрд государственных инвестиций за 20 лет, как пишет Financial Times.
Читайте нас в Telegram: главные новости коротко
В то же время, по данным Bloomberg, Китай постепенно вытесняет мировых автопроизводителей со своего рынка.
Liga.Tech исследовала, какие китайские компании хотя бы частично владеют всемирно известными автопроизводителями и почему в США нет китайских автомобилей.
Geely
Компания Geely владеет несколькими брендами, включая британского производителя спортивных автомобилей Lotus, Zeekr (электромобили премиум-класса), Volvo Cars (на все 100%) и Polestar, через совместное предприятие с Volvo.
В Geely изучали возможность покупки доли в Aston Martin с 2020 года, но реализовать замысел смогли только в 2022 году. В мае 2023 года Geely увеличила долю в Aston Martin до 17%, став третьим крупнейшим акционером. Это позволило ввести своего представителя в совет директоров Aston Martin.
Ранее Geely приобрела 10% акций Mercedes-Benz Group AG и 34% акций корейского подразделения Renault SA и 50% акций Smart. Geely Holding Group включает в себя крупнейшего частного автопроизводителя Китая Geely Auto, компании Volvo, Proton и Lotus.
В 2017 году Geely Holding Group приобрел 49,9% акций национального автопроизводителя Малайзии Proton. А со временем Geely также приобрела 51% акций компании Lotus, которая является дочерней компанией Proton. Другая китайская компания, Alibaba Investment, также имеет долю в автопроизводителе Proton.
Также в состав холдинга входят бренды Lynk & Co и Geometry, производитель электрических лондонских такси и фургонов London Electric Vehicle Company, а также разработчик летающих автомобилей Terrafugia.
Volvo Trucks
В 2018 году китайская компания Zhejiang Geely Holding Group также приобрела 8,2% акций Volvo Trucks, независимого подразделения Volvo Cars, специализирующегося на коммерческих автомобилях.
Китайский автопроизводитель Zhejiang Geely Holding Group также владеет 9,69% акций Daimler AG (Mercedes-Benz). Это тот самый Daimler AG, являющийся материнской компанией для Mercedes-Benz.
SAIC
Первое заметное приобретение западной автокомпании китайским автопроизводителем состоялось в 1994 году. В этом же году китайская компания Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC) приобрела 50% акций совместного предприятия с южнокорейским автопроизводителем SsangYong Motor Company.
Хотя SsangYong является южнокорейской компанией, это приобретение часто считают значительным, поскольку оно стало первым случаем приобретения китайским автопроизводителем доли в некитайской автомобильной компании. Это не помогло SsangYong и он в конце концов обанкротился, правда, уже не под управлением SAIC.
General Motors (GM)
SAIC Motor Corporation, китайский автопроизводитель с 1998 года имеет совместное предприятие с General Motors в Китае под названием SAIC-GM. Хотя SAIC-GM является отдельным предприятием, SAIC Motor Corporation косвенно владеет значительной долей в GM из-за этого партнерства. Совместное предприятие разделено пополам между американской и китайской компаниями.
Также SAIC имеет совместное предприятие с Volkswagen в Шанхае (SVAC). Доли SAIC и Volkswagen составляют по 50%. Именно отсюда Volkswagen ID.4 (самый популярный электромобиль украинского рынка в прошлом году) попадает на наш рынок.
Rover Group и MG
В 2005 году британскую марку MG (Morris Garages) купила за 78 млн евро китайская компания Nanjing Automobile (которая в 2007 году вошла в состав SAIC).
Право собственности на оригинальные марки Rover Group разделено между BMW (Германия), SAIC (Китай) и Tata Motors (Индия), причем последняя владеет самой маркой Rover, а ее дочерняя компания Jaguar Land Rover владеет большей частью активов исторической компании Rover.
Dongfeng и группа PSA (Peugeot, Citroën, DS, Opel/Vauxhall)
Китайский автопроизводитель Dongfeng Motor Corporation владел 12,23% акций Группы PSA. Эта часть была приобретена в 2014 году в рамках стратегического партнерства.
После создания мультинациональной автомобильной корпорации китайцы конвертировали свои акции в новую структуру и теперь владеют 3,16% акций Stellantis, транснациональной корпорации со штаб-квартирой в Амстердаме.
Pininfarina
Одна из самых известных итальянских фирм, занимающихся строительством кузовов и дизайном автомобилей. Pininfarina разрабатывала автомобили для таких компаний — Ferrari, Maserati, Rolls-Royce, Cadillac, Jaguar, Volvo, Alfa Romeo, Honda, Fiat, Peugeot і Lancia.
В 2015 году китайский производитель электромобилей Hybrid Kinetic Group приобрел контрольный пакет (51% акций) Pininfarina.
Rimac Automobili
Китайский производитель авто и аккумуляторов Camel Group приобрел 10% акций Rimac Automobili, хорватского производителя электрических гиперкаров, в 2019 году. В ноябре 2021 года компания стала частью Bugatti Rimac, совместного предприятия Rimac Group и Porsche AG.
Faraday Future
Faraday Future, американский стартап по производству премиальных электромобилей, по данным Reuters, получил значительную финансовую поддержку от китайской группы компаний по недвижимости Evergrande Health Industry Group, которая в 2018 году приобрела 45% акций Faraday Future.
Летом 2023 года Faraday Future наконец-то начали поставки первых серийных экземпляров электромобиля FF91, концепт которого был представлен еще в 2017 году. Машина поражает своими характеристиками, но шокирует ценником. $309 000 – именно столько стоит топовая версия FF 91 2.0 Futurist Alliance, которая первой вышла на рынок.
Почему в США нет китайских авто
В США нельзя встретить ни один китайский бренд. С первого взгляда это выглядит странным, ведь китайский автопром – самый большой в мире и по объемам производства даже превосходит американский. США и Китай являются серьезными экономическими противниками на мировой арене. Поднебесная уже не первый год пытается попасть на американский рынок, но пока безуспешно. На это есть несколько причин.
Первая – авторитет, а вернее, его отсутствие. Китайских автопроизводителей нет в списке 100 лучших брендов, опубликованном американскими исследовательскими институтами. Отсюда возникает мысль о низком качестве и ненадежности продукции.
Вторая причина – безопасность авто. Краш-тесты проведенные американским страховым институтом дорожной безопасности (IIHS) более требовательны к безопасности и существенно отличаются от краш-тестов, проводимых в Китае по китайской методике, пишет Auto.Ria. Методику C-NCAP критиковали даже в самом Китае и сочли ее необъективной.
И, конечно, санкции. Некоторые компании уже попали под санкции Соединенных Штатов и ЕС. Как сообщает Financial Times санкции США и ЕС ограничивают доступ китайских компаний к американским и европейским технологиям. Nikkei Asia пишет о запрете китайским фирмам покупать продвинутые автомобильные чипы и оборудование для их производства без лицензии и переход на отечественные чипы.
Последняя причина – экологические нормы. Раньше правительство КНР не слишком заботилось о количестве выбросов, производимых их машинами. А вот американцев это наоборот очень беспокоило.
Однако с июля 2023 года, по данным Reuters, Китай ввел более строгие, чем Евро-6, стандарты выбросов транспортных средств. Модернизированные стандарты имеют более строгие требования к выбросам загрязняющих веществ, таких как окись углерода и оксиды азота.
В США нормы выбросов транспортных средств регулирует Агентство по охране окружающей среды. Именно эта организация определяет строгие правила и требования, а также контролирует их исполнение. Однако законодательная система в Америке построена таким образом, что каждый штат может иметь свои нормы и законы. Даже соседние штаты могут иметь кардинально разные нормативные предписания.
Китайские компании не готовы к жесткой конкуренции, потому что зародились и развивались в "тепличных условиях" своей стремительно растущей экономики. Они не считают нужным вкладывать значительные средства в рекламу и продвижение своего товара на постоянной основе. А еще помимо затрат на маркетинг, им придется создавать с нуля дилерскую и сервисную сеть.
Все эти факторы свидетельствуют не в пользу Китая. Совершенно очевидно, что их авто в Америке не ждут и в ближайшем будущем они вряд ли появятся на их рынке.
Китайские автопроизводители активно инвестируют в западные автомобильные компании, что способствует их международному присутствию и технологическому прогрессу.
Поскольку Китай становится крупнейшим игроком на мировом автомобильном рынке, ожидается, что его влияние на внутреннюю промышленность США и Европейского Союза усилится.
Автомобильная промышленность Китая продолжает расширяться за счет прямых иностранных инвестиций. Эти инвесторы пришли в форме альянсов и совместных предприятий между международными производителями автомобилей и китайскими партнерами. Китайские автопроизводители, например, как Geely, имеют серьезный потенциал и быстро развиваются. Однако этот положительный тренд может быстро измениться под влиянием новых санкций и ограничения доступа к технологиям.