Содержание:
  1. Нереализованный научный потенциал
  2. Не хватает шпионажа
  3. "Нолановское" видение визионера
  4. Итоги

Историческая драма "Оппенгеймер" Кристофера Нолана получила "Золотой глобус" в 2024 году по нескольким номинациям. Это лучшая драма, лучший режиссер (Нолан), лучший актер (Киллиан Мерфи), лучший актер второго плана (Роберт Дауни-младший).

Имя американо-британского режиссера Кристофера Нолана уже давно стало само по себе франшизой не менее раскрученной, чем Marvel или "Звездные войны". Наверное, именно поэтому Universal Pictures рискнула выделить достаточно большой для байопика бюджет в $100 млн, дала добро на хронометраж в три часа и не побоялась назначить премьеру в один день с "Барби".

Liga.Tech разбиралась в том, каким уже вышел байопик об отце "атомной бомбы" по авторству постановщика с репутацией одного из главных визионеров современного Голливуда.

"Оппенгеймер" Кристофера Нолана получил "Золотой глобус" 2024. Вспоминаем, о чем фильм
Источник: IMDB

Нереализованный научный потенциал

Биография Роберта Оппенгеймера очень насыщена и на ее основе легко можно снимать фильмы разных жанров. Период, когда он возглавлял Манхэттенский проект, легко можно положить в основу увлекательной производственной драмы. Задействованные в разработке ученые регулярно сталкивались со сверхсложными задачами, с которыми раньше никто не имел дело. И решать их нужно было в кратчайшие сроки, поскольку в Вашингтоне опасались, что третий рейх опередит их в разработке атомного оружия.

О периоде, когда Оппенгеймер оказался под расследованием за возможное сотрудничество с советской разведкой, можно снять первоклассную шпионскую драму с сильным общественным элементом. Ведь тогда в США как раз по полной кипела эпоха маккартизма, когда люди видели красных шпионов чуть ли не в соседе, а дело "отца" атомной бомбы не сходило с первых страниц газет.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

В конце концов о Роберте Оппенгеймере можно снять и отличную психологическую драму о серьезной моральной дилемме. Он был против разработки водородной бомбы и считал, что мировым государствам нужно быть более благоразумными в вопросах оружия массового поражения. История об ученом, который был одержим определенным открытием, а затем был напуган его результатами, очаровывает людей еще со времен Мэри Шелли.

Основа картины Кристофера Нолана в том, что она пытается быть всем вышеупомянутым одновременно. К тому же еще и мелодрамой о непростых отношениях Оппенгеймера с женой в исполнении Эмили Блант и любовницей, которую сыграла Флоренс Пью.

Каждой из трех тем не хватает глубины и проработки. Так, из всего сложного процесса создания атомной бомбы в фильме демонстрируется только обустройство быта участников проекта в Лос-Аламосе, решение вопросов безопасности и "мозговые штурмы" отдела теоретиков.

У зрителя, не интересовавшегося историей Манхэттенского проекта, на основе сюжета "Оппенгеймера" может показаться, что самыми большими вызовами перед учеными стал вопрос необходимости создания водородной бомбы и потенциальная вероятность того, что цепная реакция может выйти из-под контроля и сжечь всю атмосферу Земли. Впрочем, эта проблема больше беспокоит военного руководителя проекта генерала Гроуза (Мэтт Дэймон), а протагонист решает действовать методом "Разрушителей мифов" – если вероятность взрыва низкая – попробуем практический экспериментальный метод. Так что, в отличие от "Интерстеллара", эта лента Нолана не перегружена терминами или определениями по физике. Здесь активно упоминается разве что квантовая механика, однако главный герой на доступном языке объясняет, чем она занимается.

Не хватает шпионажа

Линия с расследованием подозрений в адрес Роберта Оппенгеймера оборачивается стремительным калейдоскопом грубо нарезанных в монтажной комнате сцен, известных актеров типа Рами Малека или Мэтью Модайна в эпизодических ролях и массой фамилий привлеченных лиц.

Обычно байопики можно смотреть людям, вообще ничего не знающим об их главном герое или знающим поверхностно – об основных вехах его биографии "расскажет" сама лента. Потом по желанию можно почитать больше. В случае же с "Оппенгеймером" ситуация прямо противоположная. И из темы шпионских расследований и реакции общества можно было бы вытеснить гораздо больше – это наглядно показала драма "Офицер и шпион" Романа Полански несколько лет назад.

Что касается психологической драмы, то даже с учетом трехчасового хронометража фильм очень неубедителен в изображении трансформации Оппенгеймера из восторженного теоретика, очень желающего воплотить свою идею, на моралиста, опасающегося негативных последствий своей работы.

Мелодрама тоже занимает значительную роль в сюжете, однако о качестве ее постановки лучше говорит тот факт, что у Килиана Мерфи была гораздо лучшая "экранная химия" с Мэттом Дэймоном, чем с любой из главных актрис.

"Оппенгеймер" Кристофера Нолана получил "Золотой глобус" 2024. Вспоминаем, о чем фильм
Источник: IMDB

"Нолановское" видение визионера

Кристофер Нолан известен своим нестандартным подходом к подаче сюжета. Началось все с "Начала", где история строилась вокруг концепции сна внутри сна внутри еще одного сна. По сути, сюжет фильма делился на несколько линий, в которых время текло по-разному.

Нолану, очевидно, понравился этот прием, и он пытался адаптировать его во всех последующих своих работах. Он присутствовал даже в "Дюнкерке", три линии которого разворачивались в трех разных временных промежутках – за неделю до эвакуации, день и час. Ну а "Тенет" в принципе был фантастикой о манипуляциях со временем и нелинейной историей.

Для своего первого байопика "Оппенгеймер" он не стал делать исключений. Сюжет ленты постоянно "путешествует" между разными периодами жизни главного героя: молодость и студенческие годы, расследование комиссии, первые пробы на преподавательском поприще, работа над Манхэттенским проектом, возвращение к преподавательской работе после его завершения. Обычно экскурсы в прошлое нужны, чтобы объяснить мотивацию или действия героя в настоящем.

При реализации таких игр со временем важно, чтобы они выполняли некоторые сценарные функции. К примеру, объясняли мотивацию героя либо дела с другими персонажами. В определенной степени "Оппенгеймер" возвращает во времена, когда по телевидению могли одновременно транслировать два любимых сериала, и зритель в стремлении посмотреть их одновременно постоянно переключался между каналами. Но эта попытка заканчивалась только ощущением "каши" в голове у зрителя.

Удивительной находкой ленты стали частые вставки с химическими реакциями в космосе. Вроде бы режиссер хотел лишний раз подчеркнуть, что зрители смотрят новый фильм от автора "Интерстеллара".

Итоги

"Оппенгеймер" – это тот случай, когда хорошее впечатление создает не весь фильм в целом, а отдельные удачные эпизоды. Сюда входят остроумные диалоги протагониста с другими героями и сцены с демонстрацией игры его воображения. Это дополняется хорошим саундтреком от Людвига Йоранссона и удивительно интуитивным и удачным звуковым дизайном. Однако это лишь изюминки, в то время как основное блюдо получилось громоздким и несколько утомительным. Это еще одно подтверждение, что Нолану стоит заниматься именно кинофантастикой, где он лучше сможет раскрыть свою тягу к визионерству.