Над чем работают в SoftServe, GlobalLogic, Intellias, Luxoft. Секреты украинских ITшников
Не так-то просто заставить украинские IT-компании "вскрыть" интересные разработки на публику. Как правило, многое прячется под грифом NDA и связано жесткими контрактами с секретными заказчиками.
Но иногда они сами с радостью хвастаются концептами и прототипами. Например, когда речь о большой IT-конференции. Когда рядом конкуренты показывают свои наработки.
Журналист Liga.Tech прошелся по демозоне львовской IT Arena, изучил и попробовал на себе хитрые штуки от Luxoft, GlobalLogic, Intellias и SoftServe. Сейчас все это выглядит фантастично и местами забавно. Но, возможно, через несколько лет станет частью наших будней.
1. Очки для управления автомобилем от Luxoft
Компания традиционно решила козырнуть автомобильными наработками - это зрелищно и подчеркивает экспертизу. Буквально недавно в Киеве Luxoft показала результаты своего сотрудничества с Daimler - инфотейнмент-систему MBUX. Во Львове же менеджер из немецкого филиала продемонстрировал концепт футуристической системы управления машиной.
Команда задалась двумя предположениями о будущем: а) машины полностью ездят сами; б) очки с дополненной реальностью доступны и компактны. Руль и педали не нужны. А все элементы управления - панели, кнопки, рычажки - можно перенести в эту самую дополненную реальность. А нажимать несуществующие кнопки - жестами. Цифровая модель будет передавать сигналы механизмам.
В концепте будущего от Luxoft водителю не понадобится приборная панель - все будет видно в очках дополненной реальности. Фото - Евгений Шишацкий
Кроме того, через очки можно будет видеть дополнительную информацию об окружающем мире. Сейчас такое делают на автомобильных экранах поверх картинки с бортовых камер.
Чтобы концепт был "ощутимее", разработчики создали небольшой виртуальный мини-квест. В нем необходимо забронировать столик в ресторане, а потом доехать туда на самоуправляемом автомобиле. По ходу можно поиграться с климатом, переключением музыки, картами и оформлением салона. Или просто вертеть головой по сторонам и читать информацию о дорогах, домах и рекламах, которые проезжаешь.
Чтобы продемонстрировать, каким будет опыт водителя через, скажем, 20 лет, в компании нарисовали в VR небольшой мини-квест. В нем нужно сесть в машину и проехаться по городу до ресторана.
Симулятор использует последнюю модель очков Oculus Rift, пробуют и Magic Leap. А чтобы не использовать манипуляторы, к очкам сверху приклеили сенсор для отслеживания движения ладоней и запрограммировали всю конструкцию. Концепт показывают уже больше двух лет. Но, считает менеджер, подобные разработки есть и у других компаний.
Для демонстрационного прибора в Luxoft совместили очки виртуальной реальности с инфракрасной камерой для отслеживания движения рук - как в некоторых VR-играх.
Этим в компании занимаются не только just for fun. Как говорит менеджер Евгений из немецкого офиса Luxoft, так инженеры готовятся к новым запросам клиентов. Он думает, что максимум через год подобные концепты уже можно будет тестировать функционально.
Журналист попробовал систему на себе. Пока это больше как мини VR-игра. Но наработки компания затем хочет перенести на очки дополненной реальности. Фото - пресс-служба Luxoft
2. Система автоматических спортивных трансляций и отслеживания игроков на поле от GlobalLogic
Компания представила обновленную разработку для израильского стартапа Pixellot (тот редкий случай, когда имена открыты).
Pixellot - панорамная фото- и видеокамера. Ее фишка - удешевление съемок спортивных игр: одна статическая камера может заменить несколько поворотных. Поэтому камеру используют в любительском спорте и средних лигах. Инженеры из GlobalLogic сделали для камеры мобильное приложение, которое позволяет смотреть онлайн-трансляции игр. А также разработали облако, где обрабатываются и сохраняются видео.
Каждый модуль такой камеры снимает свой сектор. Финальная картинка сшивается в панораму 180 градусов. Фото - Евгений Шишацкий
Софт для камеры автоматически следит за, например, мячом и скоплением людей и выдает в трансляцию нужный кусочек панорамы. Выглядит это так же, как если бы оператор крутил камеру вручную.
Следующее поколение - персонализированный контент. Например, тренеру нужна аналитика по конкретному игроку: сколько тот пробегал, как быстро, как забрасывал мячи, из каких точек, как вела себя команда с конкретным игроком на поле. GlobalLogic работает над фичей, которая с помощью распознавания образов будет это делать автоматически. Она только-только выходит в продакшн.
Софт определяет игроков разных команд (белые и красные прямоугольники), рефери (черный с буквой R), траекторию мяча (синяя линия), границы поля (зеленым цветом). Фото - Евгений Шишацкий
Снова-таки целевой рынок - любительский спорт, которому нужна аналитика, но нет сотен тысяч и миллионов на оборудование и софт. Этот рынок, в частности, очень развит в США.
По словам менеджера проекта, разработкой занимается маленькая команда - до 8 человек. Но с очень высокими навыками.
3. Определение пешехода, который собирается переходить улицу, от Intellias
Здесь, как и в предыдущем примере весь экран был в квадратиках. Софт от Intellias - это автомобильное компьютерное зрение, которое высчитывает, как двигается пешеход и где он будет через несколько секунд. В случае, если кто-то может попасть под колеса, система дает сигнал водителю.
По словам представителя компании, это можно интегрировать в автомобиль с автопилотом. Например, когда невнимательный пешеход вдруг сунется под колеса, система заранее остановит автомобиль, предсказав неаккуратное поведение пешехода.
Проблема в том, что точность подобных систем видеораспознавания - порядка 90%. Поэтому все пользуются радарами и лидарами. Но радары-лидары не могут определить разные типы препятствий. А компьютерное зрение может отличить человека от кошки, столба и другой машины. После чего скомандовать машине, например, куда ей врезаться, если столкновение неизбежно. Поэтому автопроизводители постепенно идут в эту сторону.
Это пока результат внутренних разработок Intellias. Однако, как говорит проект-менеджер, клиенты компании просят разные модификации системы.
4. Дополненная реальность для медицины и фармацевтики от SoftServe
А у стенда SoftServe* снова была примерка разных гаджетов. Сначала очки расширенной реальности Magic Leap. Айтишники адаптировали их для фармацевтики - чтобы визуализировать структуру молекулы лекарства.
Зачем это нужно? Как объяснили в компании, форма должна быть вполне определенной, чтобы эффективно "связывать" молекулу с протеином, отвечающим за болезнь, с которой лекарство должно бороться. Поэтому удобно ее модифицировать в точном цифровом виде, а не в блокноте.
Помимо этого, в SoftServe разработали алгоритм, который, по заданным свойствам, помогает сократить количество вариантов молекулы лекарства с цифры с 60 нулями до нескольких тысяч.
Надев очки, журналист Liga.Tech увидел висящую в воздухе модель молекулы. С помощью манипулятора можно было ее двигать и вращать, проверить расстояние и углы между атомами, а также углы между плоскостями. К сожалению, сфотографировать это через линзы очков не удалось.
Целевой сегмент - фарминдустрия. Разработка такого софта, по словам инженера SoftServe, стоит $2-3 млн. Что, например, для фармкомпании сравнительно недорого. При этом она может сэкономить месяцы и годы на поиск той самой формулы лекарства. Хотя конечную стоимость разработки софта, добавляют в компании, оценить сложно - много влияющих факторов.
Сейчас в компании работают над тем, чтобы несколько человек могли работать над одной молекулой одновременно.
Чуть позже SoftServe показала еще одну демо-разработку. Журналисту удалось "потрогать" сердце, пульсирующее на экране ноутбука. Инженеры совместили здесь несколько девайсов - шлем дополненной реальности и площадку, выдающую ультразвуковые волны. При прикосновении виртуальной руки к анимации сердца в реальной руке было покалывание.
На экране видно контур руки. А в руке при этом - вибрация как от реального прикосновения. Фото - Евгений Шишацкий
Такую штуку можно применять для обучающих целей. И не только для медицины, но и работы с разными предметами и механизмами в виртуальности.
А напоследок разработчики присоединили к голове журналиста компактный энцефалограф. Дали в руки смартфон с игрой-лабиринтом, по которому нужно было провести шарик. Нюанс был в том, что шарик реагировал на мозговую активность. При концентрации на нем шарик увеличивался, при расслаблении - уменьшался.
Как говорят инженеры, с помощью этой разработки можно замерять уровень внимания во время работы. Или использовать в качестве виртуального ассистента для медитации - чтобы эффективно расслабляться. У журналиста Liga.Tech получилось так себе, если честно.
Более сложный девайс позволяет "читать" более сложные мысли. Например, понять, когда предмет в игре нужно двигать, менять его форму и т.д.
*после публикации некоторые формулировки были уточнены по комментариям инженеров