Облака над Европой - совместная стратегия для общего блага
Максим Агеев

При поддержке Де Ново

Европейский Союз может служить уникальным историческим примером того, как десятки независимых государств могут синхронно осуществлять взаимовыгодную политику в разных сферах деятельности. Причем сугубо на основе консенсуса. В начале нового века встал вопрос о координации действий в сфере облачных вычислений. Опыт решения этой сверхсложной задачи для Украины поистине бесценен. 

Страны Западной Европы давно и успешно используют преимущества облачных технологий. Причем речь идет не только о коммерческом секторе. Каждое крупное государство региона, осознавая важность прогресса и оценивая положительный эффект от внедрения новых технологий, имеет собственную программу развития облаков на государственном уровне. Во Франции подобная инициатива получила название Andromede, в Германии — Trusted Cloud, в Соединенном Королевстве — G-Cloud. На уровне каждой отдельной страны все более-менее хорошо. Но, как быть в том случае, когда речь идет о Евросоюзе в целом? Ведь логично, чтобы объединение имело общую согласованную политику в сфере развития облаков.

Но на этом этапе уже возникают значительные проблемы совместимости облачных подходов, связанные с технологическими и организационными нюансами, характерными для каждой страны, особенностями национального законодательства, историческими предпосылками и т.д. И при этом в состав ЕС входили (до Brexit) 28 независимых государств, каждое из которых имеет свое видение в области национальной ИТ-стратегии. В таких условиях выработка общей политики использования облаков кажется крайне сложной задачей. Но ее все же взялись решать, и как показала история — вполне успешно.

Облака как фактор экономического роста

Европейцы славятся своей рациональностью, которая в полной мере относится и к облачной тематике. Прежде чем выносить обсуждение вопроса в публичное поле, был проведен тщательный экономический анализ последствий тотального внедрения подобных сервисов. В Еврокомиссии подсчитали, что согласованные действия, направленные на формирование общесоюзной политики в сфере облачных вычислений, позволят не только увеличить объем рынка подобных сервисов, но и благотворно повлияет на показатель ВВП стран Евросоюза. 

Так, согласно прогнозам, общая для всех программа действий должна была увеличить рынок облачных сервисов в рамках ЕС с 9,5 млрд евро в 2013 году до 44,8 млрд евро по итогам 2020 года, т.е. дать почти пятикратный рост за восемь лет. При этом широкое внедрение облачных технологий во всех сферах жизни европейского общества должно привести к дополнительному суммарному приросту ВВП на 957 млрд евро за тот же период и созданию почти дополнительных 4 млн. рабочих мест. Впечатляет? 

В Еврокомиссии пришли к выводу, что использование облаков — самый быстрый и эффективный способ побороть цифровое неравенство и попутно извлечь новые трудовые резервы. Развитая телекоммуникационная инфраструктура Европы в сочетании с облачными инструментами даст возможность обучать и трудоустраивать сотрудников из отдаленных (по местным меркам) регионов и развивать там же на месте электронную коммерцию, сферу разработки ПО и т.д. Иными словами — расширяется база для экономической деятельности граждан ЕС.

По состоянию на 2011 год, 80% европейских организаций, использующих облачные технологии в работе, смогли сократить свои расходы на 10-20%, а также поднять производительность труда сотрудников на 41%.

Отдельное внимание было уделено государственному сектору. Выяснилось, что здесь большую часть времени ИТ-инфраструктуры в среднем загружены не более чем на 10%. Последний фактор стал очень важным аргументом в пользу общей облачной стратегии, поскольку непродуктивное использование бюджетных средств — именно то, за что в первую очередь спросят европейские налогоплательщики. 

Не забыли и об экологии. Прогноз развития ИТ на ближайшие десять лет утверждал, что объемы информации в мире будут стремительно расти, для их обработки и хранения потребуется все больше ИТ-оборудования и датацентров. А это, в свою очередь, приведет к росту потребления э/э, воды и увеличит вредные выбросы в атмосферу. Данный прогноз более чем оправдался.

Для смягчения негативных последствий облачные технологии, радикально повышающие степень утилизации компьютерного оборудования, подходят лучше всего. 

В отчете Еврокомиссии 2011 года сказано, что по некоторым оценкам, крупные компании в США могут сэкономить более $12 млрд в год на оплате э/э, за счет использования облачных вычислений. И хотя в ЕС ситуация все же отличается от американской, уровень экономии может быть сопоставимым.

В общем, выгоды облачной модели были налицо. Осталось лишь внедрить единую концепцию в рамках всего Евросоюза, действуя лишь методом поощрений и убеждений.

Сложно - не значит невозможно

К решению задачи в Евросоюзе подошли очень обстоятельно. Начали, как водится, с разработки программного документа под названием European Cloud Strategy (ECS), первая версия которого появилась в 2012 году. После выпускались обновления, наиболее свежее из которых датировано прошлым годом. Здесь детально изложены все аспекты, связанные с применения облаков для разных областей жизнедеятельности ЕС, намечены основные цели и этапы реализации стратегии. 

Отдельное внимание уделено вопросу использования облаков в госсекторе. Если частные компании часто сами выбирают наиболее подходящие им решения, то с госсектором ситуация иная - груз социальной ответственности и задачу инфраструктурного обеспечения на уровне страны никуда не денешь.

К моменту разработки первой версии ECS электронные госуслуги предоставлялись многими организациями в рамках ЕС, но, как отмечалось в документе, происходило это не самым оптимальным образом. Каждое министерство и ведомство использовало свои ИТ-платформы (в ряде случаев они даже были облачными) без учета опыта других госорганизаций. В результате интеграция госуслуг даже в рамках одной страны, не говоря уже про ЕС в целом, находилась на неприемлемо низком уровне.

Стремительная цифровизация жизни привела к необходимости согласованной работы многих ИТ-систем - в сферах здравоохранения, образования, социальной помощи, электронного правительства и т.д. Единственным приемлемым способом свести это все воедино стали облачные технологии. В то же время все это должно работать не только на уровне отдельных стран, но и на благо развития Евросоюза в целом.

Первым шагом на пути реализации идеи стало создание специального департамента в рамках Европейской комиссии — The EU Commission's department for informatics (который впоследствии получил название DG DIGIT), на который было возложено решение всех основных вопросов в данной сфере. Деятельность этой структуры направлена на реализацию облачной стратегии ЕС в целом, но, мы рассмотрим лишь часть, связанную с облаками в гос. секторе.

Принципы и стандарты европейского подхода

Еще в самом начале, в 2012 году было принято решение о нецелесообразности построения панъевропейского «супер-облака». Вместо этого всем госструктурам предписывалось максимально использовать публичные сервисы SaaS/IaaS/PaaS, руководствуясь принципом Cloud First. При этом DIGIT определила несколько типов данных, существенно влияющих на тип используемой платформы: 

- Наиболее критичная, секретная, информация (Protection of European Union Classified Information, EUCI) не должна покидать условный ИТ-периметр каждого ответственного ведомства. В этом случае предписано использование защищенных частных облаков.

- Все записи без грифа «секретно», но содержащие любые персональные данные граждан ЕС (Sensitive Non-Classified, SNC), могут быть переданы для обработки и хранения коммерческим облачным операторам, при условии, что информация не покинет пределов Европейского союза.

- Наконец данные, не входящие в две вышеупомянутые категории допускается хранить и обрабатывать у любых облачных операторов, отвечающих критериям прозрачности бизнеса, надежности и безопасности, предложенных DIGIT.

Отдельно оговаривалось, что доверенные облачные поставщики должны не только хранить, но и обрабатывать данные на территории ЕС — все вычислительные и аналитические платформы также должны быть развернуты в европейских ЦОД. При этом операторы должны дать согласие на проведение всестороннего аудита деятельности со стороны ответственных структур Евросоюза. Как показали последующие события, это вызвало крайнее раздражение и сопротивление американских провайдеров.

Европейская стратегия Cloud First настаивает на отказе от локальных вычислительных инфраструктур и ведомственных ЦОД везде, где это уместно. Вместе с тем, Еврокомиссии и DIGIT, как ее части, предстояло бороться с несогласованностью отдельных национальных стандартов, обеспечивая новый уровень кибербезопасности для публичных облачных площадок, где будут размещены данные госструктур.

Так, Европейский институт стандартизации электросвязи (ETSI) сформировал несколько специальных рабочих групп для изучения потребностей в стандартизации облачных технологий и приведения нормативных требований в соответствии с новыми задачами (табл.).

Таблица. Ключевые экспертные группы для запуска Европейской облачной стратегии  

Главные задачи

Основные рабочие группы

Разработка общих стандартов 

ESTI: координация разработки и согласования облачных стандартов

Отраслевая группа по разработке требований SLA для облачных операторов

Создание модели безопасных и справедливых контрактов

Отраслевая группа по разработке плана сертификации в сфере облачных технологий

Отраслевая экспертная группа по разработке общих правил поведения на облачном рынке

Экспертная группа по облачным технологиям

Реализация программы Европейского облачного партнерства

Создание аппарата управления программой Европейского облачного партнерства

Агентство Европейского Союза по кибербезопасности (ENISA) отвечало за общие стандарты в сфере защиты облачных инфраструктур. Общие подходы к закупкам облачных сервисов в рамках ЕС, а также критерии надежности, экологичности, соответствия европейским правилам, разрабатывается в рамках программы «Европейское Облачное Партнерство» (European Cloud Partnership -ЕСР). Одна из главных задач ECP состоит в том, чтобы оказывать квалифицированную консультационную помощь различным госструктурам ЕС на этапе выработки требований к облачным сервисам и формирования условий для будущих закупок. При этом выбор конкретного облачного оператора или сервиса остается прерогативой каждой отдельной организации.

Во второй части статьи: об основных программных документах, практике и полученных результатах применения Cloud First. Зачем нам это?

Автор - Максим Агеев, CEO Де Ново