Распечатанный человек. Как одесситы создают кости и органы на 3D-принтере
Фото: Pixabay

Прийти в больницу, распечатать орган из своего цифрового атласа на 3D-принтере, заменить в своем теле изношенную деталь и уйти домой здоровым. Похоже на модель работы станции технического обслуживания автомобилей, не правда ли? А еще похоже на научную фантастику.

Но украинские бизнесмены, видимо, верят в невозможное. Они решили испытать счастье и вложились в проект.

Как все начиналось

Весной 2019 года стало известно о том, что одесский стартап Kwambio, занимающийся 3D-печатью керамических и металлических изделий, готовит что-то грандиозное и принципиально новое. 

Сооснователь Kwambio Владимир Усов и партнер WeFund Ventures Денис Гурак взялись за разработку технологии 3D-печати костных трансплантатов, а позже и других органов, сосудов, изготовленных из керамического биостекла и модифицированного биополимера. Проект получил название ADAM. А первые инвестиции уже составляют $500 000.    

Стартап поставил перед собой очень непростую задачу - создать платформу для изготовления костей и органов восстановительной хирургии. В ней будут храниться данные об организме человека. В клиниках будет установлен специальный 3D-принтер.

При необходимости можно будет распечатать кость или орган прямо там. Пациенты будут создавать свои “цифровые атласы” и скачивать из них 3D-модели для печати. 

В идеале костный трансплантат будет растворяться по мере роста новой кости, что снижает необходимость в дополнительных операциях.

Дело пошло

В декабре 2019 года ADAM засветился на киевском питчинге стартапов, которые поедут на 10-ую глобальную конференцию предпринимателей и инвесторов  Startup Grind Global 2020 в Кремниевую долину. 

Минцифры отобрало 15 технологических стартапов, которые будут представлять Украину в США. Среди них и ADAM.

“Миллионы умирают в ожидании трансплантации своего органа или ткани. Мы не можем решить эту проблему, используя существующий подход к пересадке органов от одного человека другому”, - говорится в презентации стартапа, которая была представлена в ходе питчинга членам жюри.

За последние 20 лет более 150 000 человек умерли в ожидании пересадки органов. В США пациент, нуждающийся в замене колена, может заплатить около $ 50 000 за эту процедуру. 

Оказалось, что незадолго до киевского питчинга ADAM прошел важный этап - преклинические испытания. Как рассказал Liga.Tech сооснователь Kwambio Владимир Усов, в ноябре они закончились. “Выяснили, что наш материал безопасен для тестов в живых организмах”, - подчеркнул он. 

Распечатанный человек. Как одесситы создают кости и органы на 3D-принтере
Результаты преклинических испытаний

Новые материалы смогли интегрироваться с мягкими тканями крысы. Теперь проект готовится к клиническим исследованиям на человеке. Речь в данном случае идет о двух запатентованных материалах - для плоских и трубчатых костей.

В американском Коннектикуте у одесского стартапа появилась своя лаборатория, где проходит часть испытаний. Там же, в Гротоне, находится и штаб-квартира. Так что теперь это одесско-гротонский стартап. 

В команде проекта 12 человек - врачи, инженеры, специалисты по 3D-печати, материалам. “Также мы сотрудничаем с компаниями и медучреждениями, помогающими нам проходить сертификацию и различные исследования”, - добавляет Усов.

Что почем?

Технология Adam использует принтеры Kwambio и вдвое снижает стандартные производственные затраты на синтетические кости: с $0,12–0,15 кв см до $0,08. 

Стартап нацелен в том числе и на рынок ортопедического титана, который он оценивает почти в $40 млрд в 2018 году. Если искусственные органы окажутся дешевле и проще в эксплуатации, чем металлические крепления, то на этом рынке можно будет откусить долю.

Исходя из декабрьской презентации, ADAM планирует привлечь $6 млн за 20% капитала и оценкой проекта в $30 млн. На рынок первые системы будут поставлены не так уж скоро. Как прогнозирует Усов, коммерческий запуск продукта в США произойдет не раньше 2021 года. 

Адам у нас не один?

Примечательно, что в Украине есть менее загадочные, но, наверное, на данный момент более практичные разработки по восстановлению костей в человеческом организме. С недавнего времени ими занимаются сами врачи.

Все началось во время активной фазы войны с Россией в 2014 году. Специалисты киевской клиники Илая спасали бойцов АТО от пожизненной инвалидности. В буквальном смысле из мертвой костной ткани они научились делать живую, имплантируя в место поражения кости специальный “клеточный коктейль”, полученный из разных групп тканей пациента. Культивируются они из фрагментов кости, костного мозга и крови. После трансплантации кость ремоделируется.   

Ортопед-травматолог высшей категории Владимир Оксимец и биотехнолог Дмитрий Зубов много лет разрабатывали эту уникальную технологию клеточного лечения сложных переломов. Начинали они в Донецке, где у шахтеров было традиционно много травм. А потом перебрались в столицу.