Российская пропаганда пытается доносить выгодные себе нарративы через пропагандистские программы на ТВ, фермы ботов в соцсетях и подкупленных популярных спикеров, мимикрирующих под независимых блогеров или экспертов. Однако в последнее время она начала все активнее работать на еще одном направлении – видеоигровом.

Liga.Tech разобралась в том, какие уловки используют российские пропагандисты и как этому можно противостоять.

Minecraft и Roblox на службе пропаганды

На одном из серверов популярной "песочницы" Minecraft, где игроки могут строить из блоков разнообразные сооружения, была воспроизведена битва за Соледар в январе этого года, закончившаяся оккупацией города российскими войсками, пишет The New York Times. Соответствующее видео завирусилось в соцсети VK.

Россия использует игры для пропаганды войны. Как это происходит
Скриншот The New York Times

9 мая этого года на официальном канале "Мир танков" вышел ролик с созданной на движке онлайн-игры реконструкцией парада советской техники. Еще в одной популярной "песочнице" Roblox один из пользователей воспроизвел парад войск МВД в честь отмечаемого в июне Дня России.

Активно используются для пропаганды и популярные среди геймеров площадки для общения типа сообществ Steam или каналов Discord. Здесь боты или настоящие пользователи пытаются оправдывать вторжение РФ в Украину. Часто они прямо себя обозначают использованием буквы Z в никах, ставшей символом оккупационных российских войск в Украине.

Однако самой большой информационной операцией Кремля в видеоигровом сегменте стал выпуск игры Atomic Heart. Фантастический шутер рассказывает об альтернативных 1950-х, где СССР совершил прорыв в робототехнике и построил утопию, в то время как США погрузились в кризис. Кроме того, наблюдательные геймеры заметили несколько "пасхалок", свидетельствующих о том, что разработчики, несмотря на постоянную декларируемую аполитичность, полностью поддерживают действия Кремля.

Логика российских властей здесь ясна: молодежь почти не смотрит ТВ, а значит пропускает "пятиминутки ненависти", которые там регулярно выходят. Поэтому их следует перенести туда, где молодежь регулярно проводит время и общается. Тем более, что в видеоиграх нужные нарративы может заворачиваться в развлекательную форму, что упрощает их усвоение.

Активность российской пропаганды настолько возросла, что на это стали обращать внимание издатели игр. Президент Microsoft Брэд Смит в апреле рассказал, что службы безопасности корпорации зафиксировали попытки России проникнуть в отдельные сообщества Minecraft и Discord. Он отметил, что техногигант даже консультировал правительства стран по этому поводу, однако каких-либо оснований для волнения он не видит.

По словам руководителя команды анализа угроз Microsoft Клинта Уоттса, террористическая Группа Вагнер могла использовать геймерские площадки для вербовки новых наемников на фоне колоссальных потерь оккупантов. Она стремилась создать своим бойцам имидж крутых и грозных ребят. Тем более что среди любителей видеоигр милитари-тематики очень много людей, которые служили в армии или собираются туда пойти. Стоит отметить, что рекламная кампания Вагнера действительно пыталась быть всеобъемлющей: пользователи замечали баннеры и комментарии со ссылками на сайты вербовки даже на платформе Pornhub.

Конечно, часть российских геймеров имеет шовинистические имперские взгляды и полностью поддерживает политику Кремля. Потому и распространяет его нарративы по зову сердца, а не потому, что аффилирована со структурами пропаганды. Однако и интерес Москвы к сфере видеоигр не вызывает сомнений. Правительство финансово поддержало создание собственно российского графического движка, который должен стать конкурентом Unreal Engine. Уже в октябре прошлого года стало известно о полном провале этого замысла. В июле открылась первая государственная школа киберспорта.

Россия использует игры для пропаганды войны. Как это происходит
Источник: Mundfish

Рецепт противодействия. Какая существует "альтернативная пропаганда"

После начала полномасштабного вторжения армии РФ Microsoft и большинство западных компаний закрыли свои филиалы, прекратили продажу игр и работу своих сервисов на территории РФ, чтобы не нарушать санкции ЕС и США. Поэтому путинской пропаганде стало сложнее работать в онлайн-играх, но полностью эта возможность не исчезла. Российские пользователи относительно быстро обнаружили способы обходить ограничения через VPN и другие инструменты.

Борьбу с ней упрощает тот факт, что большинство онлайн-игр придерживаются политики нулевой толерантности к языку ненависти или дискриминации. Их разработчики боятся получить обвинения в снисхождении к подобным вещам и попасть в скандал. Поэтому в современных ММО можно получить перманентный бан даже за написание в пылу обзывательства или даже за игровой ник.

Украинским чиновникам и геймерам следует постоянно поддерживать коммуникацию с руководством игровых компаний, чтобы те поняли, что Z-символика по своей сути ничем не отличается от атрибутики неонацистов, а возвеличивание силовиков страны-оккупанта – примерно то же, что рекламировать боевиков ИГИЛ. Если их удастся уравнять в глазах разработчиков и геймеров, это значительно сузит щель для российской пропаганды.

Сложнее будет с использованием советской и коммунистической символики, в которой многие на Западе не видят ничего плохого. Украинская OSINT-команда Molfar, как пишет The New York Times, насчитала более десятка проявлений прокремлевской пропаганды в Minecraft, Roblox, World of Tanks и World of Warships, Fly Corp, Armored Warfare и War Thunder. Почти все они восхваляли победу СССР во Второй мировой. Здесь нужно проводить активную информационную кампанию с целью донести мнение, что советский режим по своей человеконенавистнической сущности мало отличался от нацистского. Плюс это историческое событие используется Кремлем как оправдание для его агрессивных действий.

Кроме того, пропаганда видеоигр может работать в обе стороны. Ее можно использовать для продвижения антипутинских нарративов среди российской молодежи. Есть пример немецкой студии, создавшей игру Death from Above, воспроизводящей атаки украинских дронов на силы российских оккупантов. Финская газета Helsingin Sanomat создала карту для Counter-Strike, содержащую комнату, где игрок после гибели может получить информацию о преступлениях российских солдат и реальной статистике погибших. Карту оперативно заблокировали для скачивания с российских IP. Пока же отсутствие альтернативных источников информации именно в геймерской среде значительно упрощает задачу, поставленную перед пропагандистами.