Седьмой в Tesla. Как Женя из Севастополя создал стартап на миллиард
Фото: technologyreview.pk

Евгений (Gene) Бердичевский был одним из первых членов команды в Tesla. В 2004 году он стал ее седьмым по счету сотрудником. Сейчас парень развивает свой собственный стартап Sila Nanotechnologies, стоимость которого оценивается более чем в $1 млрд. В этом году стартап стал единорогом.

Евгений популярен в Штатах. Его приглашают на записи в бизнес-подкасты, а Forbes на днях выпустил о нем колонку

Liga.Tech публикует из нее главные тезисы, а также добавляет несколько своих инсайдов.   

Украино-российское прошлое 

Евгений родился в Севастополе (Forbes, пишет очень обобщенно - на Черном море). Его родители были инженерами, специализирующимися на атомных подводных лодках. 

В детстве Евгению пришлось переехать из солнечного Крыма в холодный Мурманск. Здесь Женя прожил еще пять лет, потом несколько лет в Санкт-Петербурге. 

Когда Евгению было 9 лет, семья Бердичевских эмигрировала в Штаты. Родители переквалифицировались в разработчиков программного обеспечения. Они жили в Ричмонде, штат Вирджиния. Gene позже отправился в колледж, в Калифорнию.

Парню повезло, что он рос в предпринимательской семье и видел, как его отец начал свой собственный небольшой бизнес в Штатах. 

Но Евгений не собирался идти по стопам отца и становиться программистом. Он любил математику и точные науки. Это и привело его к изучению машиностроения. 

На первом курсе в Стэнфорде Gene участвовал в проекте по созданию авто на солнечных панелях. Студенты соревновались в создании автомобиля на солнечной энергии. Заданием было проехать по всей стране. Это дорога протяженностью 2300 миль от Чикаго до Лос-Анджелеса.

Команда парня с нуля сконструировала автомобильное шасси, сконструировала корпус из углеродного волокна и запитала его аккумулятором примерно той же силы, что и тостер на вашей кухне.

Один из первых в Tesla

В 2004 году Евгений стал седьмым сотрудником Tesla. Он начал как технический лидер разработки архитектуры аккумуляторных систем.

Не секрет, что у Tesla было много ранних испытаний. Они начали буквально склеивать батареи для ноутбуков вместе, чтобы сделать батарейный блок.

Тогда главной заботой было избежать случайных сбоев. Они c аккумуляторами случаются. Даже если это редкость, когда вы используете 10000 батарей в одном транспортном средстве, вы действительно должны быть готовы к тому, что это произойдет, и предотвратить сбой.

Tesla выросла с 10 человек на старте работы Бердичевского до примерно 300, когда он ушел. В 30 раз всего за четыре года. Сейчас в Tesla работает более 45 000 сотрудников, а рыночная капитализация составляет $40 млрд.

С первого дня, когда Евгений попал в Tesla, он осознавал, что его мозг уже был зациклен на мысли «Как я могу основать свою собственную компанию? Как мне построить что-то подобное?». Он даже написал бизнес-план по производству электромобилей на американском рынке, когда еще начинал учебу в Стэнфорде.

Стартап эмигрантов 

Для достижения своей цели Евгений путешествовал по миру, встречаясь со многими основателями компаний. Во время работы в Sutter Hill Ventures он встретил своего будущего соучредителя Глеба Юшина. Тот, как потом оказалось, был русским эмигрантом. Вместе они придумали название для своего стартапа на русском - Сила. 

Бывший коллега Евгения по Tesla Алекс Джейкобс присоединился к ним в качестве третьего соучредителя.

После многочисленных разговоров ребята начали с лаборатории в подвале в Джорджии. Так родился стартап Sila Nanotechnologies.

Если покопаться в интернете, то можно узнать, что на должности senior scientist (ведущий ученый) в Sila работает еще один эмигрант из Украины. Это Богдан Дзырко, закончивший Львовскую политехнику.  

Sila, имея на руках ряд технологических патентов, удавалось активно привлекать деньги на развитие. Последний раунд финансирования - пул на $170 млн во главе с Daimler. В общей сложности стартап собрал около $295 млн.

Как пишет немецкая газета FAZ, Sila создала альянс и с BMW. Бердичевский надеется, что два немецких автопроизводителя будут одними из первых в своей отрасли, кто будет использовать аккумуляторную технологию, как только она будет готова для рынка. Стартапер убежден, что они видят большой потенциал в партнерстве с ним: «Деньги от Daimler, конечно, не приходят из их маркетингового бюджета».

Позиционирование бизнеса имело здесь решающее значение, так как многие люди потеряли деньги в аккумуляторных компаниях. С самого первого дня основатели давали понять, что это не компания по производству аккумуляторов, а технологическая компания, которая производит материалы для аккумуляторов. Аккумуляторы - это рынок с низкой маржой. Но у материалов рынок очень хороший.

Что же из себя представляет сам продукт Силы?

Это черный порошок, который заменяет порошок графита в существующих литий-ионных батареях. Чем эффективнее вы можете хранить литий, тем меньше материала вам потребуется для хранения энергии. Порошок Sila Nano может накапливать энергию более “плотно”, обеспечивая больше энергии при том же объеме и весе.

Sila может уменьшить вес батареи примерно на 20% или увеличить запасы энергии примерно на 20%. 

Каждому электромобилю потребуется от 15 до 20 кг этого материала. А теперь представим, что через несколько лет все автомобили будут электрическими. Можно говорить о рынке в 100 миллионов новых автомобилей в год. Если каждому авто понадобится 20 кг порошка, то объем рынка этого совершенно нового в мире материала составит 2 миллиарда кг.

Материал также может быть использован для заправки новых воздушных такси, в аэрокосмической промышленности. Еще один немаловажный огромный рынок - потребительская электроника. Все-таки емкость батареи для гаджетов имеет очень большое значение.