Сказка Гримма. Ахметов и Коломойский делят права на украинский футбол
Коллаж - Маша Ксендзик
Содержание:
  1. Краткая предыстория 
  2. Швейцарец входит в игру 
  3. Как телепул должен был увеличить доход клубов
  4. Реальность Гримма превратилась в сказку Гримма
  5. Удар под дых 
  6. Реакция сторон 

В конце июля украинские футбольные клубы и Украинская Премьер-Лига (УПЛ) не смогли договориться о создании единого телепула для трансляции матчей. Пять из 12 клубов Высшего дивизиона отказались его поддержать. 

Разногласия появились неспроста. Медиагруппы Рината Ахметова и Игоря Коломойского не поделили права на футбол. Между двумя главными претендентами на трансляцию украинских матчей  - группой 1+1 media и группой каналов Футбол (ТРК Украина) - возник ряд противоречий. 

Журналист Liga.Tech попытался выяснить, что же на самом деле происходит. Чем дележ клубов чреват для зрителей? 

Краткая предыстория 

В 2010 году Федерация Футбола Украины (ФФУ) передала украинским клубам права на телетрансляции их собственных матчей на 8 лет. То есть до футбольного сезона 2019-2020 клубы сами вели переговоры с трансляторами и выбирали, на каком канале хотят показывать свои матчи. К примеру, футбольный клуб Динамо (Киев) Игоря Суркиса выбирал канал 2+2, который принадлежит бизнесмену Игорю Коломойскому и Суркису, а донецкий Шахтер Рината Ахметова - группу каналов Футбол 1/2. Понятное дело, что клубы, как правило, хотели транслироваться на каналах своих спонсоров. 

Но с этого сезона должен был заработать единый пул. Это значит, что все клубы передают права на трансляцию УПЛ, а она уже продает права на их показ телеканалам (в том числе и зарубежному телевидению). Это нужно для того, чтобы деньги справедливо делились между клубами в зависимости от места в чемпионате и т. п.

Все должно было работать так:

- телеканалы хотят показывать матчи, честно покупают права на телетрансляцию;

- УПЛ владеет правами на телетрансляцию и продает их по рыночным ценам;

- футбольные клубы получают доход от трансляции своих матчей как в Украине, так и за рубежом.

Иными словами, Премьер-Лига выступает посредником между клубами и телеканалами.

Швейцарец входит в игру 

В апреле 2018 года УПЛ возглавил швейцарец Томас Гримм. Юрист по образованию, он с 1992 года работал в структуре УЕФА и прошел карьерный путь от главы юридического департамента этой организации до одного из главных людей в Палате решения споров.

После получения должности в Украине Гримм в интервью каналу 2+2 заявил: "Лучшая возможность для клубов зарабатывать деньги - это общая продажа медиаправ, и это будет возможно через сезон". Так он пытался подготовить рынок к единому телепулу.

В интервью каналам Футбол 1/2 в апреле прошлого года новоиспеченный глава УПЛ сказал: "Стремлюсь сотрудничать со всеми клубами. За меня проголосовал 10 из 12 участников Премьер-лиги. Значит, теперь у меня есть обязательство - переубедить те клубы, что за меня не голосовали".

Поговаривали, что от голосования тогда воздержались представители футбольных клубов Игоря Суркиса - Динамо (Киев) и Евгения Геллера - Зари (Луганск). Но несмотря на это, беды тогда ничто не предвещало. 

Как телепул должен был увеличить доход клубов

В марте 2019 года УПЛ объявила долгожданный тендер на продажу телеправ. Она планировала выручить на этом 15 млн за один сезон.

В теории иметь телепул выгодно для всех - и для клубов, и для каналов, и для болельщиков. Но чтобы теория стала практикой, УПЛ должна грамотно продавать права. Например, нужно разбить их на разные пакеты – топ-матчи, матчи одной команды, для бесплатных (эфирных) и платных (кабельных, спутниковых) каналов, для трансляции в интернете.

Да, таким образом трансляции одного матча могут пересекаться на разных каналах. Но при этом у разных каналов появятся возможности купить какой-то пакет на свой выбор. Конкуренция за права повысит цены и  общий доход премьер-лиги возрастет.

Пул должен был способствовать и продаже наших матчей за рубеж. Например, матч между грандами - Шахтером и Динамо мог бы легко пользоваться спросом в соседних странах. Но для этого нужен отдельный телепакет "топ-матчи".

Но все начало развиваться по совершенно иному сценарию. 

Реальность Гримма превратилась в сказку Гримма

Как утверждает Даниил Вереитин, представитель PR-службы каналов Футбол 1/Футбол 2, они были единственным участником того самого тендера. "Мы пришли со своим предложением, провели переговоры с УПЛ и вынесли его на рассмотрение клубов. На голосовании его поддержало 8 клубов. Таким образом, решением большинства, мы стали официальным телетранслятором Украинской Премьер-Лиги на ближайшие три сезона", - подчеркивает он. 

Телеканалы Ахметова предложили 450 млн грн за права на три года на все матчи УПЛ. 

Но медиа-группа Коломойского объявила тендер несостоявшимся. "УПЛ до сих пор не обнародовала информацию, что он не состоялся", - подчеркнула Ольга Боровикова, представитель пресс-службы 1+1 media.

По мнению Плюсов, с точки зрения рыночных реалий условия были неприемлемы финансово, как для них, так и для других медиа-групп. 

"Установленная ​​стоимость была завышена и неподъемная для одной телекомпании", - сказала Боровикова. 

"Нам точно так же, как и представителям 1+1, не нравились условия... Были некорректно прописаны некоторые пункты по владению правами, по распределению матчей, хайлайтов. Например, каналы имели право транслировать матчи, а права на хайлайты нужно было приобретать отдельно", - добавляет представитель Футбола.  

Но, по его словам, после трехмесячных консультаций компромисса таки удалось достичь. И никто это же не мешал делать Плюсам. 

Удар под дых 

Пока УПЛ разбиралась с тендером и его участниками, украинские клубы вдруг объявили, что не договорились о едином телепуле. Об этом стало известно 23 июля. Четыре клуба выступили против - Динамо (Киев), Заря (Луганск), Днепр-1 (Днепр), Десна (Чернигов). Восемь - выступили за единый телепул. Неделю спустя, к четырем клубам, присоединились львовские Карпаты. Большинство из отказавшихся клубов так или иначе связаны через бизнес-партнеров с Игорем Коломойским. 

Пять клубов подписали соглашение на трансляцию своих домашних матчей с группой компаний 1+1 media, о чем заявила пресс-служба канала. Другие семь - остались в сетке каналов Футбол 1/2.

Иными словами, Коломойский и Ахметов снова поделили клубы по принципу кто кого финансирует, тот того и показывает. 

Андрей Санин, вице-президент футбольного клуба Мариуполь сделал громкое заявление: юридически телепул вообще существует.

Реакция сторон 

Александр Денисов, директор каналов Футбол 1/Футбол 2, заявил, что Плюсы приобрели права в обход тендера у части клубов. "Согласно регламентным нормам Премьер-лиги, показ матчей на каналах наших коллег осуществляется незаконно", - уточнил он.   

По словам Денисова, никакого конфликта у них с 2+2 нет. "Это скорее может быть конфликт между 2+2 и Премьер-Лигой или Премьер-Лигой и другими клубами из-за несанкционированного показ", - подчеркнул он. 

"Единственное, с чем согласна группа 1+1 media - это с тем, что у нас нет никакого конфликта с телеканалами Футбол 1 и Футбол 2. ... по нашему мнению, на самом деле Премьер-Лига нарушила все собственные обещания, передав права через условный "тендер", - ответил на это руководитель управления спортивных проектов 1+1 media Степан Щербачев.

Премьер-Лига пообещала позвать представителей клубов на ланч в понедельник 12 августа и все им разложить по полочкам.