“Скоро можно будет идти в охранники АТБ”. Как курс доллара повлиял на жизнь в IТ

Укрепляющаяся гривня радует многих украинцев. Хоть цены на импортные товары пока и не пошли вниз, зато новый курс нацвалюты по отношению к доллару внушает уверенность. Сбережения не обесцениваются, все меньше нужды бежать в обменник сразу после зарплаты, чтобы закупиться “зеленью” на всякий случай. 

Хотя так думают далеко не все. Есть довольно большая категория граждан, для которых укрепление гривни, а тем более такое стремительное, - будто серпом по известному месту.

Получателей зарплаты в баксах понемногу начинает бомбить. На популярном сайте для ITшников DOU.ua в разделе Форум тема о курсе доллара (Когда подорожает доллар? Сил уже нет) набрала за пару месяцев более 1000 комментариев.  

Вот один из кусочков этого обсуждения:

 

 

Редакция Liga.Tech решила поспрашивать у IT-спецов - портит ли им растущая гривня настроение и планы. Или... 

Аноним из EPAM:

“Как везде, есть тот, кто доволен, тот, кто не доволен и те, кому пофиг. Но никто особо не жалуется. Зарплату продолжают выдавать в гривневом эквиваленте оговоренной суммы в долларах, как и всегда. Конечно, при зарплате в $2500 около 10 000 грн каждый потерял”.

Юрко Банзай, веб-розробник:

“Ця вся історія з доларом сама по собі дивна. Звісно, це зле, що впали зарплати. Відчутно. Але гірше - те, що це падіння відбувається незрозуміло чому. А в економіці аномалії - фігова штука. Вони ні до чого доброго не ведуть.

Іншими словами - я не проти того, щоби гривня укріплювалася. Якщо це відбувається через зростання економіки. Але мене лякають процеси, котрі відбувається всупереч логіки. Для мене вони означають ручне регулювання, яке ні до чого доброго не приводить”.

Але гірше - те, що це падіння відбувається незрозуміло чому. А в економіці аномалії - фігова штука.

Еще один сотрудник EPAM:

“Продолжают платить по текущему курсу. Сотрудники бухтят, что курс каждый месяц падает под выдачу зарплаты. В целом всем все равно. Потому что курс выдачи всегда на уровне рыночного. Ничего не поменялось”.

Сотрудники бухтят, что курс каждый месяц падает под выдачу зарплаты.

Сотрудник Luxoft:

“(Зарплаты) не поднимают. Потому что сумма оговорена в долларах. Конечно, народ не счастлив от этого факта. Мне, кажется не прям уж так пострадали несчастные айтишники”

Сотрудник Ciklum:

“Не вижу прямого влияния. Люди не рады, конечно. Особенно коллега, который сейчас хочет купить квартиру и ему приходится сдавать доллары. На компанию никто вообще не жалуется. 

В компании ничего не изменилось вообще и, скорее всего, не будет меняться. Бухтят только на экономику - ни одного комментария про договор. У нас есть чатик - внутренний обмен валют - там стало меньше продаж”.

Люди не рады, конечно. Особенно коллега, который сейчас хочет купить квартиру и ему приходится сдавать доллары.

Сотрудник небольшой IT-компании с главным офисом за рубежом:

“Настрой и у меня, и в компании по этому поводу, конечно, не очень. Потому что цены-то все равно не меняются, а зарабатывать фактически начинаем меньше. Руководство пока никак не реагирует.

Наш начальник живет за рубежом, и ему наш курс никакой роли не играет. Мы тоже с ним эту тему не поднимали, потому что вроде бы есть прогнозы, что ближе к новому году или после курс может опять подняться. А может и нет. В общем какое-то подвешенное состояние и непонятно, что делать и как эту тему вообще с начальником обсуждать”. 

Наш начальник живет за рубежом, и ему наш курс никакой роли не играет.

Представитель одной из украинских продуктовых компаний:

“Шутим, что скоро можно будет идти охранниками в АТБ. В остальном никак не повлияло. Потеря не такая критичная на самом деле. Тем более, техника и авиабилеты, например, тоже дешевеют.

Когда год назад ввели военное положение и доллар подскочил до 29, хотелось давать по морде некоторым коллегам-шутникам. Мол, неплохо бы сейчас еще какую-нибудь заварушку вроде третьего Майдана - чтобы курс еще больше подскочил. Так что сейчас у меня даже некоторое мрачное удовлетворение по поводу этих шутников.

Шутим, что скоро можно будет идти охранниками в АТБ.

А теперь официально

Официальные лица в крупных IT-компаниях дают далеко не самые драматичные комментарии, хотя влияние курсовых колебаний признают. Вот несколько примеров.

Виталий Кармазинский, управляющий директор Luxoft Ukraine:

"Поскольку Luxoft является международной компанией, бюджеты на разные категории расходов в разных странах формируются в одной валюте. Из-за укрепления курса гривны затраты на содержание офисов и связанные услуги в Украине с начала года несколько возросли. Но на внутренние процессы в компании эти колебания не повлияли.

Что касается наших специалистов, в целом, они с пониманием относятся к ситуации с курсом национальной валюты, который значительно менялся за последние годы".

Из-за укрепления курса гривны затраты на содержание офисов и связанные услуги в Украине с начала года несколько возросли.

Віталій Седлер, СЕО та співзасновник компанії Intellias.
Зміцнення національної валюти для ІТ- спеціалістів є більш відчутним, в тому числі і для мене особисто. Адже ми всі маємо велику частину витрат в гривнях. Відповідно така зміна курсу знижує купівельну спроможність кожного працівника".

"Зміцнення гривні на діяльність IT-компаній суттєвого впливу не має. Наші доходи номіновані в валюті, більшість видатків теж - такі як виплати спеціалістам чи оренда приміщень. Частка затрат в гривнях є невеликою, тому принципових змін у фінансових показниках компанії немає.



В 
EPAM коротко отметили, что изменений в связи с колебаниями курса доллара нет, работа компании идет в привычном режим.