Сенсор раздора. Почему СБУ и ГБР разрешили депутатам еще чуть-чуть покнопкодавить
Что произошло?
Последние несколько дней идут баталии вокруг главной голосовательной платформы Украины - системы Рада. Под занавес своей каденции предыдущий состав парламента решил запустить в работу сенсорную кнопку на аппаратах для голосования. Повод благородный - искоренить кнопкодавство.
По задумке, если депутат хочет отдать свой голос, ему нужно палец правой руки удерживать на варианте “за”, “против” или “воздержался”, а левой - на сенсорной кнопке. Причем, сидеть так, пока не выйдут 11 секунд на голосование. Это ограничивает: уже не побегаешь по ряду, нажимая кнопки соседей, которые пропустили сессию. Как сейчас.
Однако в процесс вмешались силовики. 23 августа, за считанные минуты до старта тестирования сенсорной кнопки, в сессионный зал пришли представители ГБР и СБУ и заняли центр управления системой Рада-3. Тесты не состоялись - сотрудников Рады не пустили в зал. Следователи наведались в парламент и 27 августа.
Кто позвал силовиков?
Очень скоро выяснилось, что представителей ГБР и СБУ привлек и пустил первый заместитель руководителя аппарата ВР Владимир Слышинский. Он утверждает, что на него давили в связи с отказом способствовать внедрению сенсорной кнопки в зале заседаний парламента. Мол, люди пошли на незаконные действия - внедрение системы голосования исключительно с сенсорной кнопкой.
"Те, кто сейчас непосредственно осуществляет управление Верховной Радой - это было их желание", - сказал Слышинский журналистам 27 августа. Накануне вечером его отстранили от выполнения обязанностей на 2 месяца.
Директор ГБР Роман Труба позже подтвердил слова Слышинского.
"Мы получили информацию, что руководство аппарата Верховной Рады собирается срочно вводить сенсорную кнопку как обязательный элемент во время голосования народных депутатов Украины", - написал Труба в своем Telegram-канале.
Однако, по его словам, использование сенсорной кнопки поставило бы под сомнение легитимность всех принятых законов, так как сейчас ее функционирование не предусмотрено действующим законом о регламенте Рады.
В СБУ пока ничего не говорили о своем участии в следственных действиях. А Роман Труба сообщил, что следователи ГБР устанавливают, нарушили ли руководители аппарата Рады правила эксплуатации сенсорно-вычислительной системы парламента.
Что же за кнопка такая?
Сенсорная кнопка появилась на аппаратах для голосования в системе Рада-3. Об этом в интервью Укринформ рассказал директор Института проблем математических машин и систем НАН Украины Анатолий Морозов (Институт разрабатывал все три “Рады” и сделал прототип четвертой). Кнопка реагирует на прикосновение пальца и при этом подсвечивается для наглядности (на фото ниже). Ее задача - занять вторую руку депутата и привязать его к его месту.
В 2008 году, при спикере Яценюке, кнопку физически внедрили в пульты. Сначала в верхнюю часть, но люди с длинными пальцами, среди которых был и сам Арсений Яценюк, быстро "хакнули" новшество. После этого сенсор переместили под левый нижний угол пульта. Теперь только две руки.
Однако в пользование кнопку так и не запустили - ни при Яценюке, ни при трех Владимирах - Литвине, Рыбаке и Гройсмане. Андрей Парубий, выходит, тоже не успел.
Насколько это эффективная мера против кнопкодавства?
Одним из критиков кнопки выступил представитель президента в парламенте Руслан Стефанчук. По его словам, сенсор - это то, что реагирует на тепло человеческого организма.
“Можно взять просто температуру любого предмета, близкого к 36,6 градусам, приставить туда. Это может быть жвачка, пожеванная и приклеенная - оно отреагирует”, - сказал Стефанчук в комментарии журналистам.
Сам чиновник несколько дней назад анонсировал, что будущая система голосования - Рада-4 - будет реагировать не на тепло пальца, а на его отпечаток. По его прикидкам, новинку введут в эксплуатацию в течение полугода. Мол, зависит от скорости разработки, сертификации и внедрения.
В противовес Руслану Стефанчуку высказались сразу двое.
“На теплую жвачку он (сенсор - Ред.) не реагирует”, - пишет в Facebook Владимир Фльонц, глава общественной организации Электронная Демократия. По его мнению, нет смысла ставить сенсоры отпечатков пальцев. Вопрос идентификации обеспечивает Управление госохраны, ненастоящий нардеп в зал не попадет. Все, что нужно сделать - обеспечить невозможность голосования на двух пультах. И все.
Анатолий Морозов - примерно того же мнения.
“Когда мы начинали разработку, то думали про отпечаток пальца. Но это бред”, - говорит разработчик. Нужно будет собрать с депутатов отпечатки пальца, за это должны проголосовать. Внести много поправок в действующие законы. Плюс сканер не дает такой точности срабатывания, как обычный сенсор. А это может повлечь ошибки в голосовании и скандалы.
Морозов также показал систему Рада-4. Она уже больше похожа на современную: планшет с подключением к интернету, на экран которого можно вывести все необходимое для работы в парламенте и избавиться от бумажек. По словам разработчика, система была готова в 2016 году. Владимир Фльонц считает, что Рада-4 уже устарела и внедрять ее - пустая трата денег, которая не даст ничего нового.
К слову, деньги на внедрение новой “Рады” нужны солидные - порядка 360 млн грн.
Так что же мешает?
По словам Владимира Фльонца, так как сенсорная кнопка - уже 11 лет как часть электрической схемы депутатского пульта, дело было за программным обновлением.
“Обновление было заказано, разработано и установлено, проведено внутреннее тестирование, которое подтвердило работоспособность, все технические препятствия сняты”, - пишет он. Но публичные тесты на одновременное голосование 450 человек были прерваны действиями ГБР и СБУ.
Есть и документальные проволочки. Владимир Слышинский, который позвал следователей, сказал журналистам, что нормы и инструкции по запуску сенсорной кнопки должны быть прописаны в Регламенте. К тому же, по его словам, ресурс системы Рада-3 исчерпался в 2012 году. А срок эксплуатации элементов кнопки вышел год назад.
"Ее внедрение угрожает тем, что система может выйти из строя в любой момент", - считает Слышинский. Примерно о том же сказал Руслан Стефанчук. Дескать, кнопка должна иметь техническую и юридическую гарантию. А сейчас, по его словам, нет ни того, ни другого. Глава партии Слуга Народа Дмитрий Разумков тоже заявил, что кнопка не сертифицирована и не прописана в регламенте ВР.
Андрей Парубий же утверждает, что сенсорная клавиша работает, все технические условия обеспечены. И лишь от нового руководства зависит, будут ли новые депутаты ею пользоваться.
Каков итог войны вокруг кнопки?
Вчера, 28 августа, новоизбранные депутаты посидели на своих местах и провели тестирование “Рады” в сокращенном ограниченном режиме. Голосовать пока будут старым способом - одним пальцем. Может, даже и кнопкодавить. Хотя в парламенте ждет своей очереди законопроект Зеленского о личном голосовании и ответственности за махинации с ним.
В комментариях к постам Фльонца и нардепов некоторые зубоскалят: долгие годы политическая система работала именно благодаря кнопкодавам. Ведь как еще можно было насобирать необходимое количество голосов при низкой явке в Раду? С другой стороны, нужно ли это, когда в парламенте впервые в истории Украины будет однопартийное большинство в виде Слуги народа?