Цифровой слепок. Каким он должен быть в Украине, чтобы мир не растоптал нас
При поддержке Де Ново
История информационных технологий (ИТ) в нашем государстве может служить отличным зеркалом, в котором отражается весь уровень бардака, бестолковости и воровства, царящих в госсекторе Украины последние три десятилетия.
Самая большая черная дыра
Только вдумайтесь в эти цифры. За годы независимости Украины госсектор – от бюджетных организаций до госпредприятий - потратил более $15 млрд на ИТ. Только в прошлом году этот показатель составил более 15 млрд гривень. Прогноз на 2019 год никак не меньше.
И предъявить за эти чудовищные деньги государству особо нечего. Конечно, есть места, где ИТ системы в общем и целом работают и дают требуемый эффект, но в целом картина выглядит весьма грустно.
Как измерить нашу IT-эффективность? А никак.
Не было и нет до сих пор хоть каких-то «линеек». Нет механизма, позволяющего однозначно утверждать: «эта система (не) работает». Про отсутствие хоть какой-нибудь ответственности за профуканные деньги из бюджета и речи не идёт. ИТ – по-прежнему черная дыра, где большинству обычных людей делать нечего.
В цифре, нет газа и нефти, чугунных чушек и рапса. И бабок на возврате НДС, субсидиях и тарифных льготах тоже нет. Но есть более удобные вещи, чтобы запудрить мозги налогоплательщикам.
Это горные кряжи из компьютерного оборудования, тонны лицензий на программное обеспечение и перманентное состояние «не работает, зависло, нет данных» - суровая реальность во множестве ведомств. Каждое министерство выглядит как суверенное княжество за высоким забором, со своими крайне специфическим устройством ИТ систем и ежегодным списанием очередных десятков или сотен миллионов гривен на новые закупки. За долгие годы вокруг этих заборов сложилась длинная пищевая цепь, состоящая из государственных ИТ служб, их кураторов, доверенных поставщиков и посредников. И работает эта экосистема отлаженно в отличие от рождаемого ей ИТ ландшафта.
Диагноз неутешительный
Да, ИТ сфера в принципе не является доминирующей в общественном сознании. Кажется, можно просто забыть и не думать об этом. Но, увы, Украина вместе с остальным миром уже зашла в Цифровую Эпоху, где информация становится кровью и лимфой цивилизации.
А плохо это понимающие страны получают диагноз «малокровие» и полуобморочно лежат в теньке, пока румяные взрослые дяди меряются большими данными, искусственным интеллектом и капитализацией своих ИТ корпораций.
Когда я слышу слова «компьютеризация» или «информатизация», то вижу пузатого секретаря горкома, посещающего подшефный колхоз в эпоху робота Софии. Несоответствие образа партийного дядьки актуальным форматам и требованиям уже давно перестало быть анекдотом, а превратилось в реальную угрозу национальной безопасности.
Какими нас увидит мир?
Переход из постиндустриального в информационное состояние для любого государства среди прочего означает создание «цифрового слепка» самого себя. Другими словами, общество создаёт свою цифровую копию, где многообразие, драматизм и динамика событий никак не меньше, чем в реальном мире. И в какой-то момент цифровой слепок начинает влиять на первичную реальность в качестве новой обратной связи. Социальные сети могут менять политические режимы, кибероперации оставляют без систем жизнеобеспечения сотни тысяч людей, а крипто-валюты всерьёз переполошили все центробанки планеты.
Но, к сожалению, вместо реальных шагов в этом направлении мы получали многолетнее мычание: «не відповідає чинному законодавству, а тому не може бути реалізоване у державному секторі». Это действует на государство, как меланома, через медленное разрушение кожи уничтожающая весь организм.
Время действовать
Старый порядок вещей сохранять попросту невозможно. Государство, до сих пор оперирующее термином «информатизация», просто обречено на дальнейшую деградацию и сползание в яму информационного убожества.
Мягкими терапевтическими мерами уже не обойтись, гангрену горчичниками и теплым молоком не возьмешь. Новая власть пока декларирует готовность и принять этот вызов. И даже собирается победить. Пусть это называется «Держава в смартфоні». На самом деле речь может идти только об одном – Большой Цифровой Трансформации страны с целью сокращения нашего отставания от «золотого миллиарда».
Это скорейшая реализация Cloud First - концепции интенсивного перевода государственных ИТ систем на модель потребления облачных сервисов. Такой переход создаст хребет для Стратегии Цифровой Трансформации. Более того, без «облачной» компоненты эта стратегия попросту провалится.
Что такое Cloud First, что концепция может дать стране и что необходимо для ее запуска - в трёх ближайших текстах. Следите за ЛІГА.Tech.
Максим Агеев
В спецпроекте с редакцией - серии материалов - директор и основатель комании Де Ново Максим Агеев делится своими мыслями о том, почему без облачной революции Украина рискует остаться на обочине мира.