Содержание:
  1. Космическая тайна на детском плакате
  2. Разгадка Зоозве
  3. В поисках первооткрывателей

Зоозве – первая квазилуна в Солнечной системе, которая была открыта еще 15 лет назад. Но недавно она попала на первые полосы космических новостей благодаря трогательной истории американского научного журналиста Латифа Нассера.

Liga.Tech публикует самое интересное из материала Space и рассказывает, как ошибка на детском плакате сделала спутник Венеры известным на весь мир и подарила ему необычное название.

Космическая тайна на детском плакате

Около года назад Латиф Нассер, доктор философии Гарварда, соведущий культового американского научного подкаста Radiolab и исполнительный продюсер документального сериала Connected, укладывал спать своего двухлетнего сына.

Солнце уже село, это была та самая комната, которую он посещал множество раз – с тем же детским плакатом "Солнечная система" на стене.

Но впервые Нассер заметил что-то странное – эта неприхотливая визуализация указывала на то, что у Венеры есть спутник по имени Зоозве.

Ученого озадачило то, что он никогда не слышал о луне с таким странным названием. Уложив сына спать, Нассер приступил к поиску в интернете.

"У Венеры нет спутников, — было четко указано на странице НАСА. "Это, очевидно, должна быть какая-то шутка", – подумал радиоведущий.

У Венеры появилась "странная" луна Зоозве. Что об этом известно
Фото – Латиф Нассер

В остальном на плакате были все объекты Солнечной системы, к которым мы привыкли – похожие на картофелины, спутники Марса – Деймос и Фобос и одинокий Меркурий. Выделялся только Зоозве. Это имя было настолько странным, что, казалось, не могло быть случайностью.

"Следующим шагом после поиска в Google было общение с моей подругой Лиз", – вспоминает Нассер. Как старший специалист НАСА по коммуникациям, Лиз Ландау должна была помочь с расшифровкой правды о Зоозве. Если коротко, она тоже никогда не слышала о Зоозве. Несмотря на это, Ландау присоединилась к клубу охотников на правду о Зоозве.

Ближе к концу их разговора Ландау сказала: "Тот, кто знает больше о Зоозве, должен работать в одном здании со мной, не правда ли? Я их найду".

Разгадка Зоозве

Пока Ландау пошла по этому пути, Нассер решил посвятить себя собственным поискам. Он еще раз внимательно осмотрел плакат. К сожалению, иллюстратор не указал свое имя. Чтобы выяснить, что это художник Алекс Фостер, понадобилось немного логики и поиск по изображению в Google.

Получил ли Нассер от него объяснение, почему никто в Гарварде никогда не рассказывал ему о Зоозве? Нет, у Фостера не было ответа. Вероятно, он нашел в интернете список всех спутников нашей Солнечной системы и использовал его для создания плаката.

Между тем Ландау поняла, что на самом деле на плакате написано не "Зоозве" (в оригинале Zoozve). Там даже не было буквы "Z".

За этим названием скрывался квазиспутник Венеры – "2002VE". Первая открытая квазилуна.

Позже, в одном из эпизодов Radiolab, Нассер объяснил, что такое квазилуны.

Квазилуны – это астрономические объекты, которые считаются спутниками, поскольку их орбиты в определенной степени определяются гравитационным тяготением соседней планеты. Однако они не совсем спутники, потому что вращаются вокруг нескольких объектов, а не только вокруг этой планеты.

Например, наша Луна вращается только вокруг Земли. Да, технически она также вращается вокруг Солнца, но ее основным якорем является Земля, объясняет разницу Нассер.

Кроме того, 2002VE (точнее, 2002VE86) на самом деле лишь один из нескольких квазиспутников, о которых мы знаем в Солнечной системе.

Квазиспутники есть даже у Земли. В 2021 году ученые предположили, что один из них, по имени Камооалева, может быть кусочком нашей Луны, отколовшимся много лет назад. В прошлом году ученые обнаружили еще одну квазилуну вблизи нас. Ее орбита синхронизирована с траекторией нашей планеты вокруг Солнца.

Однако есть вопросы без ответа: почему Фостер решил включить в свой плакат только квазилуну Венеры? Одна из теорий состоит в том, что список Солнечной системы, на который он ссылался при разработке плаката, был создан вскоре после открытия Зоозве.

В поисках первооткрывателей

Далее Нассер связался со многими учеными, которым эта квазилуна обязана своей славой. Прежде всего это Брайан Скифф, научный сотрудник обсерватории Лоуэлл в Аризоне. За последние 15 лет он изучал сотни астероидов и является тем, кто открыл Зоозве.

Но Скифф имел дело с таким количеством объектов, что не сразу понял вопрос радиоведущего. Мол, я совсем этого не помню.

"Это был кульминационный момент: Я нашел первооткрывателя, боже мой, мы поговорим с ним, у него будут все ответы", – вспоминает Насер. На что Скифф сказал: "Я понятия не имею, о чем ты говоришь".

Поскольку в 2012 году Скифф решил не называть Зоозве сам, квазилуне было автоматически присвоено имя – 2002VE86.

Объясняем сложные вещи простыми словами – подписывайся на наш YouTube

К счастью, дальнейшая история Зоозве была написана двумя другими учёными. Сеппо Миккола и Пол Вигерт принялись за исследование квазилуны после того, как Скифф переключился на другие космические объекты.

По словам Нассера, именно Вигарт помог ему влюбиться в Зоозве. Миккола добавил драматизма, объяснив, насколько уникально то, что Зоозве не останется "в руках" Венеры навсегда.

Согласно подсчетам Миккола, этот объект фактически находился вблизи Земли, но в конце концов будет отброшен в другую область космоса, пока неизвестную, по совершенно непредсказуемой траектории.

12 октября 2023 года Брайан Скифф подал заявку о новом названии Зоозве в Международный астрономический союз. Ученые очень сомневались, что правление "Исполнительной рабочей группы по номенклатуре малых тел" поддержит эту идею.

Союз выдвигает немало условий к названиям астрономических объектов. Например, новое указание гласит, что все имена должны основываться на мифологии. Но спустя четыре месяца после заявки пришла новость о том, что название "Зоозве" утвердили.

На голосование, вероятно, повлияло то, насколько волшебной была эта история. Люди, которые согласились сделать исключение из мифологического правила, были тронуты, радуется Нассер, который влюбил в эту квазилуну и слушателей своего подкаста.