Содержание:
  1. Успешный замок на песке
  2. Причем здесь украинец
  3. В поисках Индианы
  4. Одолженная субмарина, шелковые привидения и аэрозоль для змей
  5. Неудачный маркетинг и кассовый марафон

28 июня в украинских кинотеатрах начался прокат фильма "Индиана Джонс и реликвия судьбы" – пятой и, как уверяют создатели, последней части серии о приключениях неугомонного археолога с кнутом. Она начиналась как проект мечты двух друзей и переросла в феномен массовой культуры, породивший множество последователей как в кино, так и в видеоиграх.

На пути к зрителю фильму "В поисках утраченного ковчега" пришлось преодолеть немало препятствий. Это скепсис студийных боссов, изнурительный кастинг на главную роль, проблемы из-за съемок в экзотических местах и плохое знание зоологии сценаристами, а странная маркетинговая кампания чуть не сорвала прокат. Какие технологии использовали при создании культовой классики, – в материале Liga.Tech.

Украинский след и немецкая субмарина. Какие ноу-хау помогли снять первого "Индиану Джонса"
Источник: IMDB

Успешный замок на песке

Джордж Лукас и Стивен Спилберг были друзьями и любили вместе отдыхать после съемок. Концепт "Индианы Джонса" родился во время одного из таких совместных отпусков на Гавайях в 1977 году. Лукас хотел перевести дух после крайне изнурительных съемок фильма "Звездные войны: Новая надежда". Почти все прогнозировали ему громкий провал, поэтому демиург далекой-далекой галактики хотел переждать на островах шум в медиа. Он действительно начался, но по прямо противоположным причинам.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

В это время у Стивена Спилберга шел постпродакшн "Близких контактов третьей ступени" и были свои причины для печали: он очень хотел снять новую ленту о Джеймсе Бонде. Но главный продюсер франшизы Альберт Броколи уже дважды ему отказывал. Окрыленный новостями о кассовых успехах "Новой надежды", Лукас заявил, что у него на примете есть что-то значительно лучше агента 007. Он имел на руках черновик фильма об отважном археологе 1930-х годов, который умеет орудовать хлыстом, путешествует по миру в поисках ценных артефактов, раздает подзатыльники плохим парням и флиртует с красавицами.

Картина задумывалась как оммаж классическим приключенческим сериалам и pulp-журналам времен детства Лукаса, но в более реалистичном ключе. Спилберг сразу же загорелся идеей снять это. Лукас был только "за": после сложных съемок первых "Звездных войн" он понял, что ему больше нравится быть продюсером, а съемки следующих двух эпизодов отдал другим постановщикам. Люди частенько любят строить планы во время отдыха. Большинство из этих планов "живут" не дольше песчаных замков на пляже, но это был совсем другой случай.

Причем здесь украинец

Уже в январе 1978 года Лукас, Спилберг и сценарист Лоуренс Каздан встретились для обсуждения сюжета. Довольно часто сценарии к блокбастерам "рождаются" очень сложно. Однако в этом случае вся троица была на одной волне, поэтому 80% истории были написаны в ходе этой встречи.

У Лукаса было конкретное видение внешнего вида Индианы Джонса, поэтому он нанял американского художника и автора комиксов украинского происхождения Джеймса Стеранко для его воплощения. Стеранко не читал сценария и работал только со слов Лукаса. У него получилось настолько удачно, что образ перекочевал в готовый фильм почти без изменений. Кстати, сначала героя звали Индиана Смит, но фамилию сменили, чтобы избежать ассоциаций с вестерном "Невада Смит".

Украинский след и немецкая субмарина. Какие ноу-хау помогли снять первого "Индиану Джонса"
Источник: Movieweb

Несмотря на то, что Лукас и Спилберг имели в своем активе громкие кассовые хиты, пристроить Индиану на какую-то из студий оказалось довольно сложной задачей. Прибыль от фильма Лукас собирался делить со студией по принципу 50 на 50. А Стивен Спилберг имел репутацию режиссера, который не укладывается в сроки съемок – он любил выделять на каждую сцену по 30-40 дублей.

К тому же после неудачи фильма "1941" в Голливуде начали считать, что звезда Спилберга угасает. Однако Лукас решительно настаивал на том, что постановщиком фильма должен быть только Стивен. Наконец, на условия дуэта согласилась студия Paramount, хотя глава совета директоров ожидал от "Индианы" громкого провала.

В поисках Индианы

Идея пригласить на главную роль Харрисона Форда возникла почти сразу, но Лукас ее забраковал. Актер уже снимался в двух его фильмах – "Американском граффити" и "Новой надежде", а Лукас не хотел заработать репутацию продюсера, работающего только со своими любимцами. К тому же Лукасу пришлось значительно понервничать и приложить немало усилий, чтобы затащить Форда на съемочную площадку.

Начались поиски актера, который уже имел опыт, но при этом еще не был очень известным. В конце концов был сделан выбор в пользу актера Тома Селлека. Из-за съемок сериала "Частный детектив Магнум" тот упустил возможность стать Индианой Джонсом, однако вряд ли остался в проигрыше. "Магнум" стал очень успешным и продержался в эфире целых восемь сезонов.

В конце концов под давлением Спилберга Лукас обратился к Харрисону Форду. Вопреки его ожиданиям, сценарий так понравился актеру, что он не колеблясь сразу подписался под целую трилогию.

Одолженная субмарина, шелковые привидения и аэрозоль для змей

Первой локацией съемок стал французский портовый город Ла-Рошель, где сохранилась созданная немцами в годы Второй мировой войны база подводного флота немецких ВМС. В то же время там проходили съемки культовой военной драмы "Подводная лодка" с полноразмерной репликой U-boot. Немецкие коллеги разрешили съемочной команде "Индианы" одолжить ее при условии, что съемки в море будут проходить только во время штиля.

Второй локацией стала британская студия Estree, где, между прочим, снималась сцена со змеями. Она оказалась крайне проблемной: из-за неправильной оценки необходимого количества пресмыкающихся пришлось срочно докупать новых в окрестных зоомагазинах. Но это были только цветочки – авторы сценария не учли тот факт, что змеи хладнокровные, а потому они не убегали от огня, а наоборот – тянулись к нему. В конце концов спас сцену специальный аэрозоль, запах которого не нравился чешуйчатым.

Однако настоящие проблемы начались с приездом в Тунис. Из-за жары и местной кухни почти каждый день выбывал кто-то из съемочной команды. Известная сцена, где Индиана Джонс стреляет в араба-великана с ятаганом. Согласно сценарию, планировалась полноценная боевая сцена со сложной хореографией. Однако измученный жарой Спилберг прямо на площадке переписал ее, чтобы поскорее уехать в гостиницу.

Сцена боя у самолета едва не стоила Форду ноги: во время одного из дублей колеса самолета наехали ему на ногу. К счастью, на жаре резина размякла, так что актер отделался всего лишь порванными связками.

Украинский след и немецкая субмарина. Какие ноу-хау помогли снять первого "Индиану Джонса"
Источник:IMDB

Момент с открытием Ковчега завета был прописан сжато – вспоминалось только, что началась какая-то беда. После определенных размышлений отдел спецэффектов с помощью шелковых кукол изобразил привидения, атаковавшие нацистов. Финальная сцена чуть не привела к присвоению ленте взрослого рейтинга R, поэтому расправу высших сил над плохими парнями сделали менее брутальной.

Неудачный маркетинг и кассовый марафон

Лукас решил создать вокруг первого "Индианы" атмосферу секретности: маркетинговая кампания началась за считанные недели до премьеры. Подробности завязки держали в секрете даже от критиков, приглашенных на пресс-показы. Им просто говорили, что их ожидает что-то в духе классических приключенческих сериалов 1930-х.

Вследствие первые недели проката оказались крайне неудачными. Однако дальше заработало сарафанное радио, которое сделало "В поисках утраченного Ковчега" одним из главных хитов года. Он продержался в десятке североамериканского проката в течение 41 недели подряд. Академия присвоила фильму дев'ять номинаций на "Оскар", включая "Лучший фильм", однако статуэтки он выиграл в основном за техническую часть.

"Индиана" также стал одной из первых новинок, выпущенных на VHS. К 1985 году тираж кассет превысил 1 млн копий, что было рекордом

Со временем этот фильм начали считать эталоном для приключенческого жанра. При том, что отдельные сценаристы критикуют кульминацию, которая нивелирует все события и старания персонажей. Тем не менее влияние работы Спилберга и Лукаса ощущается до сих пор. Скорее всего, без них мы бы не увидели серии Uncharted и Tomb Raider, фильмы "Мумия" с Бренданом Фрейзером, "Роман с камнем", "Жемчужину Нила" и массу других удачных фильмов.