Бета-клетки поджелудочной могут самостоятельно производить инсулин – прорыв в диабетологии
Фото: Unsplash

Новые исследования показали, что бета-клетки поджелудочной железы могут производить инсулин самостоятельно с помощью других клеток. Это открытие может изменить подход к лечению диабета и бросает вызов давнему мнению о том, как организм производит инсулин. Об этом говорится в исследовании в журнале Nature Metabolism.

Присоединяйтесь к нам Facebook и принимайте участие в дискуссиях

У здоровых людей бета-клетки поджелудочной железы производят инсулин в ответ на повышение уровня глюкозы в крови после еды. Если эти клетки повреждены или уничтожены, инсулин вырабатывается в недостаточном количестве, что приводит к развитию диабета.

Ранее считалось, что для поддержания нормального уровня глюкозы бета-клетки работают вместе с другими клетками поджелудочной железы, такими как альфа, дельта и гамма клетки. Однако исследователи из Университета Женевы (UNIGE) в Швейцарии подвергли сомнению эту теорию.

Ученые провели эксперимент на мышах, у которых удалили все клетки, кроме бета-клеток поджелудочной железы, после того, как животные достигли взрослого возраста. Оказалось, что мыши отлично справлялись с регуляцией уровня сахара в крови даже без других клеток. Более того, они оказались здоровее контрольной группы.

Результаты эксперимента показали, что почти полная потеря  других клеток не влияет на поведение мышей, их вес или контроль уровня глюкозы в крови даже при питании с высоким содержанием жира. Это говорит о том, что бета-клетки могут самостоятельно поддерживать баланс глюкозы в организме.

Это открытие может стать прорывом в лечении диабета. Возможно, в будущем удастся создавать новые бета-клетки с использованием стволовых клеток и трансплантировать их пациентам.

Следующий шаг в исследовании состоит в том, чтобы выяснить, какие именно молекулярные и эпигенетические изменения могут способствовать превращению других клеток в бета-клетки в условиях диабета.