Как в харьковской IT-компании искали неоформленных сотрудников
20 декабря в харьковской компании Brander, которая занимается разработкой ПО, прошел обыск, его проводили сотрудники ГФС. Было известно, что эти действия санкционированы решением суда, связанным с производством по ст. 172 УК (грубое нарушение законодательства о труде). Редакция AIN.UA сообщила подробности дела.
Согласно тексту решения Киевского районного суда Харькова, на основании которого проводился обыск, он связан с уголовным расследованием по факту нарушения ч. 1, ст. 172 УК Украины.
«Досудебным следствием установлено, что должностные лица ООО Брендер, Брендер Мобайл в 2018 году совершили ряд систематических грубых нарушений законодательства о труде путем выплаты зарплаты наемным сотрудникам без надлежащего документального оформления, использования труда неоформленных сотрудников, чем нанесли значительный материальный вред путем неуплаты в бюджет», – говорится в документе. Также компанию подозревают в оказании услуг за наличные деньги, что не отражается в бухгалтерии.
Из текста определения суда не ясно, на что именно дала разрешение следственная судья.
«В резолютивной части судья разрешает проведение осмотра «с целью выявления неоформленных работников, а также отыскания и изъятия финансово-хозяйственных документов» ООО «Брендер» и ООО «Брендер Мобайл», других предприятий и ФОП и т.д. По УПК осмотр проводится «с целью выявления и фиксации сведений относительно обстоятельств совершения уголовного правонарушения» (ч.1 ст. 237 УПК), а не с целью «выявления неоформленных работников». А «отыскание» с дальнейшим изъятием – это цель не осмотра, а обыска (ч.1 ст.234 УПК). Осмотр проводится по правилам обыска, но только в части гарантий его участников. Осмотр это не обыск и не дает права отыскивать, на то он и осмотр. Не знаю, какая цель была маскировать обыск под осмотр. Возможно, так проще получить санкцию. А, может, для того, чтобы прийти второй раз уже с обыском?» – отмечает адвокат Оксана Кобзар партнера Axon Partners, которая представляет интересны IT-компании.
Она отмечает, что вопрос неоформленных работников контролирует другой орган – Гоструда, по ее словам, летом этот орган проводил в компании проверку и не выявил нарушений.
"Фактически, суд назначил что-то типа совместной проверки Гоструда и налоговой всех компаний и всех ФОПов по данному адресу, поручив ее проведение следователю Нацполиции. Стоило ли больше 8 часов держать в закрытом помещении более 60 людей – сотрудников компании и ФОПов, чтобы выяснить их фамилии? Стоило ли вовлекать 13 оперативных работников и парализовать на день работу компании, когда для этих целей есть другие законные процедуры?", - уточняет юрист.
После публикации новости бренд-менеджер компании Brander Роман Глебов предоставил дополнительный комментарий о том, что на самом деле произошло в компании и как повлиял обыск на работу компании:
"В четверг нас посетила толпа людей в штатском. Они заблокировали выходы, ограничили свободу передвижения. Выяснилось, что это оперативники ГФС и следователь Полиции пришли с целью осмотра. Мы смогли выдержать первый прессинг, дождались адвокатской поддержки, не дав окончательно деморализовать присутствующих и совершить незаконные СРД.
Почему к нам пожаловали гости-силовики, не инспекция по труду? Те нарушения, которые нам приписывают, - компетенция гоструда. У нас уже была проверка летом, и нарушений не было найдено. Вообще, ухвала заслуживает отдельного внимания, о ней уже говорила адвокат. Несколько несвязанных предприятий и адресов. Под видом осмотра, если пересмотреть документ, произошел фактический обыск. Зачем? Проще получить решение? Не нужно перечислять конкретные вещи, которые можно изымать, можно потащить все, что увидят: личные вещи людей, ноутбуки, мобильные телефоны, деньги. Это при том, что в помещении находятся совсем несвязанные с субъектами осмотра предприниматели, люди, клиенты. Представляете, какие репутационные потери? Хорошо, что не было переговоров с кем-то из ТОП-ов. Отобрать мобильники у топ-менеджмента одного из лидеров рынка - вот было бы отлично, правда? Документ позволяет провести осмотр, но не дает права производить допросы, которые всячески пытались сделать друзья-силовики. Ухвала не позволяет оказывать давление на людей. Считаем, цель - парализовть работу юрлиц-предпринимателей на день, посеять панику у людей с целью вымогательства."