Китай строит крупнейший в мире подводный телескоп для отслеживания нейтрино
Фото: Shanghai Jiao Tong University

В Китае строится самый большой в мире детектор нейтрино под названием TRIDENT или "Океанский звон". Об этом говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature Astronomy.

Установка этого детектора на дне Тихого океана на глубине 3500 метров под поверхностью состоится в 2030 году. Его основная цель – выявить нейтрино, генерирующие редкие вспышки света под водой. Выявление этих частиц позволит ученым отследить происхождение и исследовать звездные взрывы и галактические столкновения, произошедшие миллиарды световых лет назад.

Нейтрино – это элементарные частицы, почти не взаимодействующие с другими материями, поскольку не имеют электрического заряда и имеют незначительную массу. Каждую секунду более 100 миллиардов этих частиц проходят через каждый квадратный сантиметр нашего тела. Однако с помощью нейтрино замедления физики могут изучить их источники с очень отдаленных времен и огромных расстояний.

TRIDENT будет находиться на морском дне и обнаруживать нейтрино, проникающие через Землю с противоположной стороны. Его расположение вблизи экватора позволяет наблюдать нейтрино по всем направлениям без слепых зон. Этот детектор будет состоять из более чем 24 000 оптических сенсоров, расположенных на нитях, которые будут висеть с якорной точки на дне океана. Когда TRIDENT заработает, он будет сканировать нейтрино на площади 7,5 кубических километров.

Ученые планируют начать пилотный проект TRIDENT в 2026 году, а полноценный детектор будет готов к работе к 2030 году.