Робот-химик нашел способ, как получить кислород на Марсе – видео
Фото: NASA

Робот-химик с искусственным интеллектом синтезировал соединения, которые можно использовать для получения кислорода из воды, для этого использовались породы из марсианских метеоритов. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature Synthesis.

Будущие пилотируемые миссии на Марс будут нуждаться в кислороде — не только для дыхания астронавтов, но и для использования в качестве ракетного топлива. Одним из ключевых способов сделать такие миссии экономически эффективными в долгосрочной перспективе является использование уже имеющихся на Красной планете ресурсов для создания кислорода.

На Марсе есть значительные запасы водяного льда, из которого с помощью катализаторов можно получить кислород. Китайские ученые провели эксперимент по привлечению робота-руки с искусственным интеллектом. Команда использовала пять категорий метеоритов из марсианской породы. Робот отсканировал их и подсчитал более 3,7 млн молекул, которые он может создать из шести различных металлических элементов в породах — железа, никеля, марганца, магния, алюминия и кальция.

В течение шести недель, без какого-либо вмешательства человека, химик с искусственным интеллектом отобрал, синтезировал и испытал 243 из этих молекул. Лучший катализатор, найденный роботом, мог расщеплять воду при температуре -37 градусов по Цельсию, такой холодной, как на Марсе.

"Когда я был мальчиком, я мечтал о межзвездных исследованиях, – сказал Цзюнь Цзян, один из авторов исследования и ученый Университета науки и технологий Китая в Хефее. – Поэтому когда мы наконец-то увидели, что катализаторы, созданные роботом, действительно могут производить кислород, расщепляя молекулы воды, я почувствовал, что моя мечта сбывается. Я даже начал воображать, что буду жить на Марсе в будущем".

По оценкам исследователей, ученому-человеку понадобилось бы около 2000 лет, чтобы найти лучший катализатор с помощью обычных методов проб и ошибок. Тем не менее Цзян отметил, что, хотя эти выводы свидетельствуют о том, что искусственный интеллект может быть очень полезен в науке, он одновременно нуждается в руководстве ученых-людей: "Робот-химик умен, только если мы научим его что-то делать".

Теперь ученые стремятся проверить, сможет ли их химик с искусственным интеллектом работать в марсианских условиях, где состав атмосферы, плотность воздуха, влажность, гравитация и т.д. отличаются от земных.