Ученые впервые увидели, как звезда поглощает планету. Землю ждет то же самое
Фото: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA/M. Garlick/M. Zamani

Астрономы впервые стали свидетелями поглощения планеты солнцевидной звездой, что проливает свет на судьбу, которая может постигнуть Землю в будущем. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в Nature

Это произойдет примерно через 4-5 млрд лет, когда наше умирающее Солнце разбухнет и поглотит наш мир. Анализируя бесчисленное количество звезд на разных этапах их эволюции, астрономы обнаружили, что когда наше Солнце и подобные ему звезды близятся к концу своей жизни, они начинают исчерпывать свой основной источник топлива – водород у своих ядер.

Это приводит к тому, что их ядра сжимаются, а наружные оболочки расширяются и охлаждаются. Во время этой фазы "красного гиганта" эти звезды могут расширяться от 100 до 1000 раз, по сравнению со своим начальным диаметром, поглощая вращающиеся планеты на близких орбитах.

"Мы знаем, что это должно происходить со всеми вращающимися на расстояниях планетами меньше расстояния до Земли, но считалось чрезвычайно сложным предоставить экспериментальные доказательства этому", – рассказал ведущий автор исследования Кишалай Дэ, астрофизик из Массачусетского технологического института.

Как пояснил Дэ, до этого времени исследователи никогда не видели звезду в процессе поглощения. Ученые совершили свой прорыв, изучив всплеск излучения под названием ZTF SLRN-2020, который произошел в 2020 году в диске Млечного Пути на расстоянии около 12 000 световых лет от нас, вблизи созвездия Орла. Во время этого события звезда в течение недели стала ярче в 100 раз.

Теперь, когда ученые знают, как выглядит поглощение планеты, они могут искать подобные события в будущем, тем более что инфракрасные исследования становятся все более распространенными.