Ученые выяснили, почему черные дыры пульсируют
Фото: Unsplash

Астрономы обнаружили интересное явление, которое они называют "сердцебиением" черных дыр, когда те поглощают большое количество газа. Это открытие помогло исследователям лучше понять, как работает этот процесс. Об этом говорится в исследовании журнала arXiv.

Читайте о бизнесе без политики на канале LIGA.Бізнес

Черные дыры, находящиеся в двойных системах, могут поглощать газ от находящейся рядом звезды-спутника. Когда это происходит, газ сжимается, нагревается до больших температур и излучает огромное количество рентгеновских лучей. Именно таким способом астрономы впервые идентифицировали черные дыры, как это было с известным объектом Cygnus X-1.

Иногда во время этого "питания" может происходить мощная вспышка рентгеновского излучения из-за быстрого поглощения большого количества материала. Ученые уже давно наблюдают эти вспышки, но иногда в них выявляют необычную регулярность, которую называют "сердцебиением", из-за сходства с электрокардиограммой человека.

Команда астрономов из Пекина недавно исследовала такое "сердцебиение" от черной дыры IGR J17091-3624, которая находится в 28 000 световых лет от Земли. Они использовали данные с рентгеновских телескопов и обнаружили, что эти пульсации возникают из-за нестабильности в материале вокруг черной дыры.

Когда газ попадает в черную дыру, он образует быстро вращающийся диск, внутренний край которого тянется к горизонту событий. Это создает нестабильность, которая может привести к "сердцебиению" – фрагментация диска и выброс большого количества материала, запускающего пульс. Эти сигналы очень редки, их наблюдали только у двух черных дыр среди сотен известных, но они могут дать ценные знания о взаимодействии черных дыр с их окружением.