Маски-шоу Non Stop. Побывал вчера на мероприятии Juscutum, на котором юристы организовали показательную инсценировку обыска бизнеса.

На ивент "зашли в гости" реальные ребята в масках, с автоматами, в полной экипировке и начали прессовать актеров - представителей вымышленной компании.

Одним из актеров был я. Моя роль - юрист компании. Разумеется, навыков юриста у меня нет. Но даже все то, что я когда-либо описывал в своих статьях, все кейсы и комментарии умных людей, вряд ли бы помогли в этот раз моей вымышленной фирме доказать, что обыск проводится без необходимых на то оснований.

Все мои неуверенные попытки влезть в процесс заканчивались словами "Руки к стене, ноги на ширину плеч и не двигайся"! Не моими словами, как вы, наверное, могли догадаться по сюжету.

После инсценировки оказалось, что это еще была light version. И в реальности все может происходить гораздо жестче. Сотрудники получают эмоциональный шок и не могут вернуть личные вещи неделями. Что касается западных инвесторов (да и вообще инвесторов в целом), то те обычно в шоке от таких историй. Это вынуждает их задуматься о релокации ценных кадров в другие страны.

Несмотря на все озвученные представителями власти и в частности президентом Петром Порошенко обещания о том, что бизнес перестанут кошмарить, воз и ныне там.

«Если у вас конкретно были проблемы, подпишитесь, докажите что они были несправедливы, и вы будете иметь мою защиту»

Это слова главы державы двухгодичной давности, адресованные IT-индустрии.

Масштабы поражают

В Украине, по свежим данным Juscutum, проходит в среднем 360 обысков по экономическим преступлениям в месяц. То есть 4320 за год. Как говорит управляющий партнер этой юридической компании Артем Афян, если в прошлом году популярно было обыскивать людей, связанных с криптой, то в этом году под ударом оказались платежные системы и сервисы.

Юристы Juscutum отмечают, что решения суда на проведение обысков становятся менее аргументированными и обоснованными. Иными словами, качество подготовки материалов следствия упало в 2018 году. Но это не мешает судьям давать добро на обыски. А представители бизнеса, когда видят расплывчатый текст определения, просто не могут понять, за что их кошмарят.

Вывод какой?

Даже, наверное, не вывод, а вопрос.

Сколько можно относиться к представителям украинского бизнеса как к торговцам наркотиками?

Есть же действенные методы - временный доступ к информации следователя. Никаких маски-шоу проводить не надо.

Но в случае перехода на цивилизованные рельсы, боюсь Украина потеряет самый прибыльный бизнес в стране - бизнес по отжатию бизнеса. В ключе нынешних событий, последних скандальных обысков LetyShops, он кажется мне наиболее перспективным в нашем обществе. К сожалению.

Какое там ИТ?

ИТшники - это просто полезные пчелки, которые наполняют соты медом (на сумму около $3 млрд в 2017 году). И периодически их нужно освобождать от этого бремени.

Чтобы жизнь не казалось слишком сладкой.

Что дальше?

Как утверждает Артем Афян, введение военного положения в некоторых регионах может только добавить поводов для давления на бизнес. По его словам, может вернуться повод, который использовался для проведения обысков в 2013-2014 годах - содействие террористам. Причем причина может быть найдена очень легко. Как говорит Афян, достаточно звонка с неизвестного номера, который принимает бизнесмен: “Это может быть банальная фраза: “Деньги получили, спасибо!”.

Как говорит Афян, как только бизнес становится успешным, к нему обязательно приходят правоохранители с обыском.

Руководитель практики безопасности бизнеса Юскутум Дмитрий Онученко подметил, что силовики недавно пришли с обыском в кэшбек сервис LetyShops сразу после того, как в киевском метро началась его обширная рекламная кампания.