Конец года ознаменовался всплеском интереса первых лиц к проблеме "цифрового разрыва". В ответ Укртелеком снова начала пиарить идею бюджетных вливаний в строительство сетей в сельской местности. Как и раньше, компания жаждет решать проблемы страны за счет бюджета и на своих условиях.

4 декабря в ходе встречи со студентами в Ивано-Франковске президент Порошенко посвятил целый раздел своего выступления возможностям Интернет-технологий и проблеме доступа к нем. Он упомянул и третье, и четвёртое поколение мобильной связи, отдельно остановился на перспективах телемедицины, не забыл упомянуть и о деньгах, поступивших в бюджет в результате выдачи лицензий. На следующий день эту тему подхватил премьер-министр. "У нас есть сегодня в стране «цифровая дискриминация». Так как в больших городах мы имеем 3G-4G, а в небольших громадах мы не имеем доступа к элементарному Интернету», — заявил он на Форуме местного самоуправления.

А неделей раньше о своем желании поучаствовать в преодолении "цифрового разрыва" в очередной раз заявил Укртелеком. В ходе прошедшего в Киеве Huawei FBBForum 2018 его представители выступили с презентацией, которая уже давненько кочует из одного мероприятия в другое. Обращает внимание заметное уменьшение аппетитов компании. Всего полгода назад речь шла про 3,2 млрд грн, которые необходимо выделить из бюджета, дабы увеличить охват сельской местности с 44% до 85%. Сам Укртелеком обещал при необходимости инвестировать 2,8 млрд. грн., т.е. практически те же деньги. Теперь эти цифры уменьшились до 2,3 и 2,7 млрд. грн. соответственно.

Интернет в каждый дом. Крах рынка или провал монополии?

Фрагмент презентации Укртелеком, 26 ноября 2018 года, Huawei FBB Forum 2018

Идея осчастливить население сельских и труднодоступных районов силами крупнейшего оператора фиксированных сетей насчитывает не менее пятнадцати лет. В начале прошлого десятилетия тогда еще государственный монополист настойчиво продвигал идею преодоления разрыва между доступностью услуг связи в городской и сельской местности. Для решения этой всемирно-исторической задачи предполагалось учредить специальный фонд, куда должны были отчислять 2,5% все остальные операторы телекоммуникаций. Или 3%, или даже 5% - в Укртелекоме были открыты для продуктивного диалога. И тогда, и десять лет спустя речь шла о телефонизации, т.е. обеспечении услугами местной телефонии с использованием фиксированных сетей.

Чем закончилась история о телефонизации?

Представители компании и госчиновники охотно рассуждали о невозможности решить эту проблему сугубо рыночными механизмами, о неизбежности вмешательства государства и необходимости мобилизовать ресурсы директивным способом. Пока первые лица компании пробивали законопроект о введении общеотраслевого налога на благое дело, операторы мобильной связи как-то незаметно, без особой помпы покрыли своими сетями порядка 98% территории страны.

Проблема, которую в Укртелекоме хотели решить за счет сумм нежно любимого Отечества и коллег по цеху, разрешилась сама собой в результате сочетания двух факторов: развития технологий и свободной конкуренции.

В этом месте могут прозвучать возражения, что негоже подменять предмет разговора. Укртелеком-де предлагал решить проблему доступа к местной связи на основе фиксированных сетей, а мобильщики закрыли вопрос по связи мобильной с использованием беспроводных технологий. А это, мол, совершенно разные, невзаимозаменяемые услуги.

Существуют, как минимум, три причины, по которым это возражение не может быть принято. Во-первых, на сегодняшний день единственное существенное с точки зрения абонентов различие между местной и мобильной связью заключается в наличии ценового (тарифного) барьера между ними. Но это на 100% регуляторный вопрос, обусловленный государственным регулированием ставок интерконнекта между операторами мобильной и местной связи. В мире достаточно примеров стран, где нет разницы между звонком на местные и мобильные номера.

Во-вторых, в Украине много лет работают CDMA-операторы, которые предлагает своим абонентам одновременно оба номера - и мобильный, и местный. То есть даже регуляторные ограничения вполне преодолеваются при наличии достаточной мотивации.

Наконец, в-третьих, Укртелекому неоднократно предлагали использовать сети мобильной связи для решения проблемы телефонизации сельских и удалённых районов. Как показали пилотные проекты, этот нехитрый трюк обеспечивал воистину грандиозный экономический эффект. Дело дошло до принятия государственной программы "Телефон в кожну оселю" и постановления КМУ №1098 от 5.09.2007 р.

Но все это ушло в песок, поскольку в то время государственная компания Укртелеком была ориентирована на изъятие монопольной ренты, а не кропотливую работу по удовлетворению потребностей своих абонентов.

Повсеместный интернет - тот же сценарий

Представители Укртелеком обосновывают необходимость государственных вливаний рассуждениями о фиаско рынка (Market Failure). Они настаивают на том, что рыночные механизмы не могут обеспечить бизнесу провайдеров ШПД возврат инвестиций в малонаселенной местности. Между тем операторы мобильной связи справились с задачей охвата территории Украины и голосовой связью, и доступом к Сети на минимальной скорости, используя 2G-сети. Теперь у них появилась возможность обеспечить повсеместную доступность услуг ШПД (скоростной интернет).

Мобильщики уже получили возможность использовать для этого частоты в диапазоне 1800 МГц. На следующем шаге необходимо дать им такую возможность в диапазоне 900 Мгц. Помимо этого, можно как можно скорее "почистить" частоты "цифрового дивиденда", оставшиеся после отключения аналогового телевизионного вещания в диапазоне 700-800 МГц. Это позволит осуществить апгрейд и резко, в разы, увеличить пропускную способность уже построенных 2G-сетей мобильной связи. Там, где сейчас доступен их сигнал, появится доступ к 3G и 4G-сетям.

Это, конечно, не сможет заменить "наземный интернет" на базе фиксированных сетей, однако обеспечит наших сограждан индивидуальным и повсеместным доступом ко многим ключевым возможностям. Это и будет первый шаг преодоления "цифрового разрыва" между городом и сельской местностью.

Для радикального сокращения "цифрового разрыва" государству не нужны средства государственного бюджета. Достаточно предоставить операторам мобильной связи частоты в нижней части спектра. Это позволит создать общенациональное покрытие 3G/4G-сетями.

Что касается развития фиксированных сетей, государство может и должно содействовать в упрощении доступа всех операторов к необходимой им инфраструктуре. В первую очередь - к линиям электропередач, которые обеспечивают наиболее быструю и относительно безопасную прокладку оптических линий связи. Иными словами, от государства требуется создать предпосылки для эффективной конкуренции и развития технологий.

Украина имеет прекрасный шанс быстро и без привлечения бюджетных средств решить задачу доступности широкополосного доступа в сельской местности. Точно так же, как это уже случилось с голосовой связью.