Редакция публикует сокращенный перевод колонки Ги Верхофстадта, бывшего премьер-министра Бельгии, президента Альянса либералов и демократов Европы в Европейском парламенте. Она была опубликована на сайте Project-syndicate.org

Вряд ли можно сомневаться, что монополия над персональными данными миллионов людей и новостным онлайн-потоком создает явную угрозу демократии. Руководство Фейсбука вновь показывает, что на него нельзя положиться.

Брюссель — когда Марк Цукерберг, генеральный директор и сооснователь Facebook, появился перед Европейским Парламентом в мае, я высказал ему мнение, что он потерял контроль над своей компанией. Но, к моему разочарованию, я не получил прямого ответа ни на один из моих вопросов.

И я не один. Политики со всего мира устали от постоянных попыток Фейсбука уйти от ответственности в погоне за прибылью. Миф о «саморегуляции», который активно продвигали высокооплачиваемые лоббисты, развенчан раз и навсегда. Прошли месяцы после того, как Цукерберг выступил перед Конгрессом США и Европейским парламентом, а самые неотложные вопросы насчет бизнес-практик Фейсбука так и остались нерешенными.

Действительно ли таргетированное распространение пропаганды через Фейсбук может поставить под угрозу демократические выборы? Руководители соцсети утверждают, что они улучшили защиту конфиденциальности. Но учитывая, что они не смогли обеспечить полноценный внутренний аудит ситуации с Cambridge Analytica по требованию Европейского парламента, то существует риск, что грядущие выборы в Европейский парламент в мае станут объектом для множества иностранных манипуляций (как и выборы Трампа - Ред.).

Несмотря на то, что Фейсбук и многие другие гиганты диджитал-сферы, подписали «кодекс поведения» Европейской Комиссии по вопросам разжигания ненависти и распространении ложной информации, все равно многое нужно еще сделать.

Кодекс поведения слишком слаб и не включает временные рамки, в которых компании должны выполнить свои обязательства. Куда больше ресурсов нужно, чтобы обеспечить выполнение новых Общих правил защиты данных Европейского союза, поэтому эти компании могут не бояться наказаний за неправомерное использование персональных данных в качестве простых бизнес-инструментов.

Европе также не хватает профессиональных следственных и судебных органов, которые способны привлечь высокотехнологичные компании к ответственности. В США Роберт Мюллер, специальный советник по расследованию вмешательства России в выборы 2016 года, вынес десятки обвинительных заключений, добился вынесения ряда приговоров и всячески демонстрировал потребность в уполномоченных прокурорах в делах, которые касаются социальных сетей. Европе нужно наверстать упущенное, сначала назначив специального прокурора для расследования атак недавних выборов, а также через активную борьбу с преступлениями, которые совершаются из-за неправомерного использования данных.

Кроме того, ЕС остро нуждается в развитии эффективного механизма для отслеживания и анализа российских дезинформационных кампаний во всех государствах-членах и на всех языках. Только в таком случае прокуроры и другие правоохранительные органы получат все, что нужно для сбора показаний и обеспечения эффективного противодействия подобным атакам.

В долгосрочной перспективе, однако, есть только один верный способ для устранения угрозы для западной демократии, которую представляют Фейсбук и аналогичные платформы. И это регулирование. Саморегуляция банков не смогла предотвратить финансовый кризис 2008 года, а саморегуляция в диджитал-секторе также не смогла возложить на Фейсбук должный уровень ответственности.

Регулирования техгигантов должно начаться с обновления правил конкуренции, которые касаются монополий на контроль над персональными данными. Также нужны новые нормы, чтобы прозрачность и транспарентность в алгоритмах, которые обрабатывают информацию, была обеспечена каждым действующим лицом, частным или государственным. Но, в конце концов, мы не должны исключать распад Фейсбука и некоторых других крупных техкомпаний.

В итоге все, что я говорил Цукербергу в мае, по-прежнему актуально: не похоже, что у него остались рычаги контроля над своим детищем. Но даже если остались, нам всем следует задуматься о «более открытом» мире, о котором он говорит.

Просто представьте, что десятки тысяч низкооплачиваемых сотрудников Facebook в Индии или где-нибудь еще тщательно проверяют каждое наше слово, чтобы решить, что является разжиганием ненависти или фейковыми новостями, а что нет.

Как недавно установил журнал The New York Times, Facebook так отчаянно защищает свою бизнес-модель, что запустил теневую PR-кампанию, чтобы распространять ложные антисемитские лозунги якобы от одного из ведущих критиков, финансиста и филантропа Джорджа Сороса. Такое возмутительное поведение позволяет предположить, что Фейсбуку есть, что скрывать. И, как ни странно, парламентский комитет Великобритании изъял внутренние электронные письма компании, которые подтверждают, что руководство Фейсбука знало о злонамеренной активности россиян на их платформе уже с 2014 года.

Вряд ли можно сомневаться, что монополия над персональными данными миллионов людей и новостным онлайн-потоком создает явную угрозу демократии. Руководство Фейсбука вновь показывает, что на него нельзя положиться. И нет никакой причины, почему мы, обычные люди, должны придавать значение обещаниям о чистом и легальном использовании наших данных. Саморегуляция триумфально провалилась. Настало время реальных действий.

Статья переведена при поддержке онлайн-школы английского языка EnglishDom