Десять секретов Vodafone Ukraine. Чего боится красный оператор
Фото: Pixabay
Содержание:
  1. 1. Боятся, что Vodafone может перестать быть Vodafone
  2. 2. Боятся проблем из-за российского биллинга
  3. 3. Боятся, что в будущем электромагнитные поля могут признать вредными для людей
  4. 4. Боятся недополучить частоты на 5G аукционе
  5. 5. Боятся потерять управление в случае смены менеджмента 
  6. 6. Боятся жалоб lifecell в АМКУ
  7. 7. Боятся рисков, связанных с розничным бизнесом
  8. 8. Боятся возможных утечек данных

Недавно стало известно, что после смены собственника мобильный оператор Vodafone Украина хочет привлечь до $1 млрд, в частности путем выпуска евробондов. 

Чтобы их продать, компания выпустила проспект для инвесторов, в котором детально описала главные риски, которые сейчас есть у компании. Это стандартная практика в таких случаях, и риски - всего лишь гипотетическая вероятность того, что событие может случиться в будущем.

Документ появился в распоряжении редакции. Liga.Tech публикует наиболее интересные моменты.

Группой, от лица которой идут многие тезизы, является азербайджанская NEQSOL Holding - новый владелец Vodafone.

1. Боятся, что Vodafone может перестать быть Vodafone

В 2015 году оператор МТС Украина заключил соглашение с британским Vodafone об использовании его бренда. Но в 2020 году соглашение истекает, и в компании отмечают: нет никаких гарантий, что оно будет продлено на удовлетворительных условиях.
 
Согласно договору, Vodafone UK может в течение 60 рабочих дней после любого изменения в прямом владении акциями компании расторгнуть соглашение. Но после продажи компании британцы подтвердили, что не собираются расторгать соглашение в связи со сменой владельца. Стороны также подписали меморандум о взаимопонимании, чтобы заключить сделку на последующие 5 лет. Но гарантий успешности переговоров нет.
 

2. Боятся проблем из-за российского биллинга

Оператор использует биллинговую систему и платежную систему, которые были произведены компаниями Группы МТС: NVision (Чехия) и МТС IТ. В компании опасаются, что эти платформы могут стать объектом эмбарго или санкций со стороны украинского правительства из-за производства/собственности российских компаний.
В отчете отмечается, что если это произойдет, то группе может потребоваться срочно поменять эти платформы, то это может стоить до $40 млн. Хотя отмечается, что в таком случае, стоимость должна будет покрыться гарантиями компании Allegretto Holding S.à.r.l. (дочка МТС, на которую был оформлен украинский актив - Ред.)  
 

3. Боятся, что в будущем электромагнитные поля могут признать вредными для людей

В компании считают, что фактические или предполагаемые риски для здоровья или другие проблемы, связанные с мобильными устройствами или мачтами передачи данных, могут привести к судебному разбирательству или ограничению использования мобильной связи.
 
“Последствия любого ущерба, вызванного воздействием электромагнитного поля, были и остаются предметом тщательных оценок со стороны международного научного сообщества, но на сегодняшний день нет убедительных научных доказательств любых вредных воздействий на здоровье. Тем не менее, Группа не может быть уверена, что влияние электромагнитных полей или других излучений, исходящих от беспроводных телефонов, не будет определено как факторы риска для здоровье в будущем”, - отмечают в компании.
 
В Vodafone опасаются, что восприятие рисков для здоровья может привести к уменьшению количества клиентов и уменьшению потребления. Также в компании берут во внимание, что регуляторы могут ввести более строгие ограничения на строительство башен базовых станций или другой инфраструктуры, которые могут препятствовать завершению построения сети, коммерческой доступности новых услуг и могут потребовать допинвестиций.
 

4. Боятся недополучить частоты на 5G аукционе

Если лицензии на спектр 5G должны будут быть проданы в Украине с аукциона, новый собственник рассмотрит возможность подать заявку. Но если оператор из-за каких-то причин не добъется успеха в получении таких лицензий, будь то непомерная стоимость или ограниченное количество доступных лицензий, это может стать конкурентным минусом на украинском мобильном рынке, считают в компании. 
 

5. Боятся потерять управление в случае смены менеджмента 

Группа видит риск в том, что после приобретения оператора Vodafone Украина могут поменяться управленцы, что негативно полияет на деятельность компании. В компании считают, что любые изменения в управлении, в том числе потеря некоторых членов высшего руководства может привести к ослаблению управления и неспособности определить и реализовать потенциальные стратегические инициативы, такие как расширение потенциала или приобретения на рынке.
 

6. Боятся жалоб lifecell в АМКУ

Несколько лет назад мобильный оператор lifecell обратился в АМКУ с жалобой на злоупотребление доминирующим положением со стороны Vodafone Украина (скорее всего речь идет об этом деле). АМКУ закрыл дело, после чего lifecell оспорил закрытие и суд первой инстанции отклонил жалобу желтого оператора.
 
Теперь в декабре 2019 года lifecell подал еще одну апелляцию. В случае если АМКУ таки определит, что Vodafone злоупотребил доминирующим положением, комитет может оштрафовать оператора на сумму 10% от годового дохода.
 

7. Боятся рисков, связанных с розничным бизнесом

По состоянию на конец 30 сентября 2019 года Vodafone Ukraine арендовал 247 розничных магазинов и 370 магазинов по франшизе. Отказ нового вледельца их поддерживать или неспособность партнеров обеспечить достаточное количество клиентов может повлиять на финансовое состояние и перспективы группы. Экономический спад или нестабильность курса гривни могут усилить ценовую конкуренцию в розничном бизнесе и тем самым сдерживать темпы роста и снизить доходы. 
 

8. Боятся возможных утечек данных

Оператор накапливает, хранит и использует в своей деятельности личные данные клиентов, защищенные законом. И хотя группа принимает меры предосторожности для обработки и защиты таких данных в соответствии с действующим законодательством, в компании признают - в будущем утечки данных возможны.
 
Дело в том, что группа работает со сторонними поставщиками услуг, такими как определенные компании-разработчики ПО, которые могут не полностью соблюдать соответствующие условия договора, и все данные обязательства по защите возложены на них, отмечают в компании.
 
9. Боятся обвинений со стороны АМКУ в монополизме
 
В Группе опасаются, что деятельность оператора может быть ограничена антимонопольным законодательством, так как он является вторым по величине оператором мобильной связи в Украине. И хотя группа считает, что действует в рамках законодательства, у нее нет уверенности, что деятельность не приведет к разбирательствам или расследованиям АМКУ.
 
В Группе опасаются, что оператору могут запретить участвовать в определенных видах деятельности и/или последуют санкции. Соответственно, они могут иметь неблагоприятные последствия - влиять на финсостояние. Кроме того, любое потенциальное приобретение будет подвергаться тщательному анализу со стороны АМКУ.
 
С чем связан этот страх?
 
Согласно украинскому антимонопольному законодательству, предприятия с долей на рынке более чем 35% считаются доминирующими, если они не могут доказать, что на рынке существует высокая степень конкуренции. У Vodafone на украинском рынке 37%, а в некоторых регионах намного больше.
 
10. Боятся, что не успеют вовремя выполнить условия государства по 4G-покрытию
 
Украинский регулятор обязал мобильщиков покрыть 4G 90% населения областей, а в течение 42 месяцев - не менее 90% проживающих каждого населенного пункта 10 000+, за исключением поселений на временно оккупированных территориях.
 
А так как охват 4G-сети Vodafone по состоянию на 30 сентября 2019 года составляет 66% населения и компания продолжает инвестировать, чтобы выполнить обязательства, нет гарантии, что это получится в указанные сроки.
 
В Группе опасаются, что за невыполнение обязательств им могут приостановить и отозвать лицензии.
 
В компании отмечают, что передел частот в диапазоне 900 МГц позволит Группе перенаправить часть своего покрытия 2G на 4G. Но нет никакой гарантии, что такое перераспределение будет достаточным, чтобы позволить Группе выполнить целевые показатели к 2022 году.