Ринат Ахметов сдал 3G. Зачем Тримоб вернул ценную лицензию государству. Безвозмездно
Важное в украинском телекоме событие прошло незамеченным в последних числах 2019 года. Старейший на рынке 3G-оператор Тримоб сдал практически все свои ценные частоты государству, ничего не получив взамен.
Историческая справка
Тримоб (экс Utel) - дочерняя компания Укртелекома (принадлежит СКМ Рината Ахметова), которая была выведена в отдельную компанию в 2011 году. Тогда крупнейший фиксированный оператор владел единственной 3G (UMTS) лицензией в стране и как раз только что был приватизирован. А ценную лицензию он получил самым первым еще в 2005 году с подачи тогдашнего премьер-министра Юлии Тимошенко. Изначально это была общенациональная лицензия на 35 МГц, но впоследствии Укртелеком потерял 5 МГц, которые не использовал. Осталось 30 МГц.
Новые владельцы Укртелекома из австрийского фонда EPIC решили в 2011 году заработать денег и продать мобильную сеть вместе с лицензией как можно дороже. Покупкой этого подразделения тогда якобы интересовались 6-7 компаний, среди которых - зарубежные, в том числе российские.
Продали, почти
Как бы там ни было, максимально близко к сделке Тримоб оказался только спустя пять лет. В 2016 году мобильный оператор Vodafone Украина (тогда МТС Украина) хотел купить ТриМоб за 3 млрд грн, но сделку забраковал Фонд госимущества. А за счет вырученных денег Укртелеком намеревался исполнить взятые на себя обязательства - вернуть Ощадбанку и Укрэксимбанку долги по облигациям своей материнской компании ЕСУ (дочка СКМ) на сумму 2 млрд грн. Но не сложилось. Отсутствие денег у Укртелекома привело тогда к продолжительному конфликту между банками и оператором.
Тримоб как актив продолжал стоить довольно много, пока у большой тройки (Киевстар, Vodafone и lifecell) не появились собственные идентичные 3G-лицензии. Они получили их в 2015 году за примерно 3 млрд грн каждая. С того момента ценность мобильного актива Укртелекома начала уменьшаться. Гораздо более крупные конкуренты строили по всей стране сначала 3G, а потом 4G-сети.
Срок действия 3G-лицензии у Тримоба истек бы довольно скоро - в декабре 2020 года. Но компании пришлось бы заплатить еще 208 млн грн за пользование частотами (держатели эфира платят государству специальную ежемесячную ренту). Поэтому решено было рубить якорь прямо сейчас. И лицензия, которая когда-то могла быть продана за 3 млрд грн, просто сдается государству 24 декабря. Из 810 МГц по всей стране у Укртелекома остается только 10 МГц в Киеве. Лицензия на них также истекает в конце этого года. И пока не очень понятно, будет ли компания ее продлевать.
“Мы сейчас «виртуализировали» Тримоб, продолжаем рассматривать разные варианты его развития”, - прокомментировал действия компании директор по корпоративным коммуникациям Укртелеком Михаил Шуранов.
“Виртуализировали” означает, что оставшиеся абоненты Тримоба продолжат получать сервис в партнерской сети Vodafone Ukraine по всей Украине на условиях роуминга. Свои базовые станции и сеть, кроме киевской, Тримоб перед новым годом отключил.
Причины прощания с частотами?
Одна из наиболее вероятных причин - мобильный бизнес Укртелекома зашел в тупик. В отчете Тримоба сказано, что доход компании за 2018 год составил 86 млн грн. Это более чем в два раза меньше, чем рента за частоты. Прибавим к этому затраты на персонал (порядка 200 человек в штате), обслуживание сетей и электричество и получим 382 млн грн чистого убытка за позапрошлый год. Зачем держать сеть, количество абонентов которой не превышает и нескольких сот тысяч?
Есть еще конспирологическая версия - большая политическая сделка. И Тримоб - ее часть. Ринат Ахметов сдает частоты государству в обмен на что-то. Примечательно, что как раз в начале декабря Ощадбанк вдруг отозвал иск к Укртелекому на непогашенные 1,1 млрд грн облигаций и пошел с оператором на мировую.
Удастся ли теперь государству удачно продать освободившуюся 3G-лицензию? Как говорит один из собеседников редакции в крупном мобильном операторе, докупка частот 3G - дорогое удовольствие в первую очередь потому, что превышение количества мегагерц в одних руках приведет к появлению повышающего коэффициента в рентной плате. К тому же, Национальная комиссия по вопросам регулирования связи собирается продавать в этом году лицензии 4G 900. Так что затраты на покупку еще одной дополнительной порции частот в 3G могут превратиться в непосильную нагрузку.