Трамп забанил Huawei. Украинские мобильные сети под угрозой
Президент США Дональд Трамп подписал указ, который запрещает американским компаниям использовать телеком-оборудование, угрожающее безопасности страны.
В документе напрямую не упоминаются конкретные страны и компании, писало ранее британское издание Financial Times со ссылкой на источники. Вместо этого документ позволит министерству торговли США проверять любые транзакции с участием компаний, которые могут содержать угрозу.
Вскоре после этого Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США объявило о добавлении Huawei Technologies Co. Ltd и ее филиалов в свой список подсанкционных объектов.
Что это означает?
Это означает, что в будущем американские технологии, чипы могут быть проданы или переданы Huawei только в том случае, если Бюро предоставит для этого лицензию. И в обратную сторону: Google должна будет запросить разрешение, если она хочет поставить свою операционную систему Android для Huawei.
Китайская компания Huawei вскоре после этого распространила заявление, в котором сообщила, что против решения, принятого Бюро.
“Это решение никому не интересно. Оно нанесет значительный экономический ущерб американским компаниям, с которыми компания Huawei ведет бизнес, затронет десятки тысяч американских рабочих мест и нарушит текущее сотрудничество и взаимное доверие, существующие в глобальной цепочке поставок”, - говорится в сообщении.
Украина на китайской игле
Торговая война двух сверхдержав, Китая и США, может иметь прямое влияние на украинский телеком-бизнес. Ведь за последние 5 лет Huawei стал крупнейшим поставщиком базовых станций для местного рынка мобильной связи.
Всего, по данным сервиса Base Stations, у наших сотовых операторов (Киевстар, Vodafone Ukraine, lifecell, Интертелеком, Тримоб и PEOPLEnet) порядка 72 000 базовых станций. 37 000 из них - производства Huawei.
Больше всего станций Huawei у лидера рынка - Киевстар - 15,2 тысяч. Причем, в отличие от Vodafone и lifecell, второй по величине поставщик станций у Киевстар - это тоже китайская компания - ZTE (8,9 тысяч станций), уже попадавшая прошлой весной под санкции США. Это чуть было не стало большой проблемой для запуска 4G в Украине.
У Vodafone на Huawei и ZTE приходится 15,8 тысяч станций. Тоже не мало. Но есть и большая альтернатива - более 8 тысяч станций Nokia.
У lifecell Huawei тоже на первом месте - 9,3 тысячи, Ericsson - почти 8 тысяч, Alcatel-Lucent - 1,2 тысячи.
Угроза нависает
Чем опасна такая зависимость наших мобильщиков от Huawei?
Как объясняет телеком-эксперт Елена Минич, из всех операторов самым уязвимым оказался Киевстар, который в погоне за более высокой маржинальностью заменил все оборудование в сети на Huawei и ZTE. “Vodafone и lifecell тоже имеют на сети китайцев, но оставили и европейских производителей…” - подчеркивает она.
Кабмин, по ее словам, не может ввести санкции на китайских поставщиков для коммерческих операторов, поскольку у нас нет доктрины кибербезопасности. Впрочем, адаптация американских санкций с нашей стороны может и не понадобиться.
Исчерпывающий ответ давал глава Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации Александр Животовский.
“Если очень упрощенно, санкции США означают, что все компании (имеющие счета в долларах) не могут более вести с этими контрагентами дел. Не только в Украине”, - рассказывал он LIGA.net, когда о санкциях только поговаривали.
Когда были введены санкции против компании ZTE, которые действовали несколько месяцев, Животовский слышал от экс-президента Киевстар Петра Чернышова, что эта компания закрыла офис в Украине. Склад тоже закрыли, и если базовая станция ломалась, не было куда обращаться. Минич тоже слышала о временном закрытии складов и представительств ZTE в прошлом году по всему миру, в том числе и в Украине.
“А если введут санкции против Huawei? У операторов половина оборудования - Huawei. Это значит, что обслуживание сетей прекратится”, - рассуждал в интервью Животовский.
Сам Петр Чернышов был уверен в том, что западные партнеры не попросят Украину отказаться от оборудования Huawei. А если и намекнут, то вряд ли дойдет до отказа. “По сути, это взорвать украинский рынок. Это нереально”, - говорит Чернышов.
Новый президент Киевстар Александр Комаров на встрече с журналистами говорил, что Киевстар признает риски: сеть зависит от двух китайских производителей, у которых сложные отношения с США. Поэтому изучает возможные варианты при различных сценариях развития событий. Например, подготовка собственного штата инженеров до такого уровня, чтобы они самостоятельно смогли обслуживать оборудование, в случае если у вендора не будет возможности предоставить поддержку. Еще один вариант - привлечь других поставщиков. Впрочем, Чернышов уверял, что никакого плана Б у Киевстара нет, “потому что это огромные деньги”.
Что говорят Vodafone и lifecell?
Два других оператора из большой тройки пока предоставляют очень сухие комментарии. “Работаем, как и раньше. Никаких изменений не предполагается”, - отмечают в пресс-службе Vodafone.
В lifecell говорят, что Huawei, мол, один из технологических лидеров в мире. И надежный партнер. Но делают оговорку: “При этом lifecell всегда действует исключительно в существующем регуляторном и законодательном поле Украины”.