Умный дом для каждого украинца: что задумал экс-директор Триолана
Фото: Pixabаy

Экс-директор одного из крупнейших интернет-провайдеров Триолан Вадим Cидоренко запускает свой стартап - Omo Systems. Его мечта - чтобы доступный интернет вещей был в каждой украинской квартире. А сама услуга была доступна каждому - стоила около 9 грн.

Вадим больше десяти лет работал в бизнесе интернет-провайдеров. Он застал те времена, когда Триолан, как спрут, пускал свои щупальца из Харькова в другие украинские города. Но когда экспансия завершилась, Сидоренко стало скучно. Он понял, что теперь от него ничего больше не требуется, как только сидеть и наблюдать за тем, как течет трафик по оптоволокну. 

Внедрить разработчиков решений для интернета вещей в существующий бизнес Триолана не получалось. Все-таки у провайдерской компании другой приоритет - обслуживание клиентов. R&D здесь явно было лишним. 

Так Сидоренко постепенно пришел к тому, чтобы основать свой стартап. Его партнером выступил давний знакомый по провайдеровскому бизнесу, чье имя Вадим пока не разглашает. 

Сейчас в новоиспеченной компании Omo Systems в киевском офисе уже работает около 40 человек. Разработчики допиливают софт и мобильное приложение. В сентябре Сидоренко собирается провести первые тесты в домах, а через год - заполучить сотни тысяч клиентов в Украине и, может быть, даже в других странах. 

Что из себя представляет техническое решение

По своей сути это небольшая коробочка, минибазовая станция на базе железа Raspberry и беспроводной технологии Zigbee, работающей на коротком радиусе действия. 

Эта коробочка инсталлируется интернет-провайдером в его коммутатор, который, как правило, находится либо в подвале, либо на чердаке дома. Министанция подключается таким образом к электропитанию и к интернету.     

Следующий шаг - оборудование дома и квартир датчиками и устройствами, которые будет обслуживать базовая станция. Как рассказывает Сидоренко, он пока ориентируется на экосистему гаджетов Xiaomi. У Omo уже запущен интернет магазин Omo Market, где можно выбрать гаджеты, совместимые с системой Вадима. 

Проект Omo Systems рассчитан на сотрудничество с интернет-провайдерами. Они должны будут выполнять всю работу на местах: подключить базовую станцию Zigbee к свитчу (железяка, распределяющая интернет по дому), оборудовать подъезды и парадные камерами, контролировать работу и инсталляцию датчиков. За это они будут получать 60% дохода от интернета вещей. Оставшиеся 40% остается за Omo. На ее стороне разработка и поддержание функционирования самой IT-системы, вывод новых функций. 

Что по деньгам 

Вадим Сидоренко подсчитал, что проект будет окупаться, если в среднем с каждой квартиры он с партнерами будет получать около 10 грн в месяц за услуги интернета вещей. Понятное дело, что далеко не все квартиры при этом будут ей пользоваться. 

В сентябре Omo собирается стартовать с пяти услуг:

1) Ключ к домофону, двери в подъезде на основе приложения в смартфоне. Это также может быть гостевой одноразовый ключ к домофону, который получает, например, разносчик пиццы от владельца постоянного ключа. Ему на смартфон приходит специальная ссылка.

2) Датчики движения и открытия двери - простейшая сигнализация. Человеку приходит на смартфон уведомление, если дверь открылась.

3) Датчик протекания воды. Можно будет удаленно, со смартфона, перекрыть воду, если труба или кран вдруг начали течь.

4) Счетчик тепла, которое подается в дом. 

5) Видеонаблюдение. В подъезде, в придомовой территории. У каждого жильца появится доступ с мобильного приложения к этим камерам.

Вадим просчитывает, что каждая услуга в отдельности будет стоить жильцу 9 грн в месяц.  

Что думают провайдеры и конкуренты

Мнения конкурентов и бывших коллег Сидоренко о проекте Omo Systems разделились.

Замдиректора провайдера Фринет Александр Усачов считает, что такой проект перспективен в недалеком будущем. 

“Думаю, он будет интересен как потребителям, так и всем провайдерам”, -  отметил он.

Не исключает возможного сотрудничества и директор по коммуникациям Укртелекома Михаила Шуранов.

“Обсуждая возможное сотрудничество, мы считаем реальным подключение их хаба к нашей сети, но маловероятным участие наших сотрудников в монтаже и обслуживании устройств”, - отметил он.

В Воле считают, что умный дом и связанные интернет сервисы имеют отличную перспективу.

"Сегодня такими сервисами пользуются либо новаторы, либо люди с повышенным вниманием к безопасности и сохранности жилья. Их пока не много, поэтому ожидать быстрого возврата инвестиций не стоит. Однако, в близкой перспективе они начнут приносить хорошие дивиденды", - говорит руководитель департамента продуктов и инноваций Воли Владислав Винник.

В телеком-операторе Vega также оптимистичны насчет перспектив IoT и заинтересованы в развитии этой технологии и работе с партнерами.

Сейчас мире используется несколько стандартов для сетей IoT. Часть из них работают на коротких расстояниях - это знакомые нам Bluetooth, Wi-Fi и Zigbee, которую использует Сидоренко.

Другие варианты используются для охвата беспроводных датчиков на больших территориях. Например: LoRaWan или NB-IoT. На них ориентируются мобильные операторы: Киевстар, Vodafone, lifecell.

Глава ИнАУ Александр Федиенко пока не видит в Украине глобального рынка в контексте интернета вещей для частных пользователей.

“На международном уровне такой рынок уже есть, а в Украине пока нет, хотя Вадим говорит, что есть”, - говорит он.

По мнению эксперта, в работе стартапа могут возникнуть такие сложности:

- необходимость внесения всех устройств в реестр регулятора;

- сложность построения комфортно работающей цифровой инфраструктуры в многоквартирных домах в спектре 2,4 ГГц;

- сложности с передачей видеосигнала, так как технически этот стандарт не способен "переварить" скорости выше 200 кбит/с.

"Кейс достаточно интересен, нужно видеть сумму затрат на такое решение", - подитоживает Федиенко.

Немного скептичен и Олег Стефанюк, президент компании IoT Ukraine, которая является партнером мобильного оператора lifecell по постройке в Украине IoT-сети. Он считает, что инициативы по IoT - это в целом хорошо для страны. Но выживут не все из них. 

“Технология интернета вещей очень сложная, затратная и еще находится на этапе формирования. Монетизация - это отдельный вопрос. В нашей стране мы пока находимся на этапе популяризации услуги и это серьезная затратная часть каждого проекта. Это нужно учитывать”, - отмечает он.