Под моим постом в Facebook от очень уважаемого человека и бизнесмена пришел вот такой вопрос о популистских заявлениях главы Укрзализници:

"Вопрос вам, как специалисту. Почему у нас такое низкое качество связи даже по Киеву? И оно не улучшается. Полно мест, где нет даже 3G. По трассам я молчу вообще. По Обуховской трассе - от дамбы до моста Патона - 3G нет на трети пути. Это потому, что операторы не вкладывают деньги в развитие, или технические возможности исчерпаны?"

Вопрос очень важный и сложный, поэтому отвечаю.

Пошли причины:

1. Архаичное регулирование частот - очень много простых вещей, которые сделаны в мире, в Украине запрещены. Самая тупая вещь - отсутствие технологической нейтральности. То есть, если у оператора есть частоты, он не имеет право сам решить, что на них делать - связь 3G или, например, 4G. Это решает вместо него регулятор. Но много и других глупых регулирований - отстали лет на 10 от мира.

2. Очень много частот вообще не проданы или, если проданы, то недоступны для быстрого интернета в формате 4G. Это позор, отсталость и глупость. И тут еще есть немного наших олигархов со своими интересами. И один почти мертвый оператор со старой технологией CDMA.

3. Как ни странно - военные. Украина, вроде как, движется к НАТО и переходит на их военные стандарты во всем. У наших военных очень много частот, на которых в странах НАТО давно уже работают мобильные операторы. В Украине никто их пока не может с этих частот сдвинуть. Мне кажется, что я знаю почему.

4. Телевидение: в Украине на частотах 700-800 МГц Зеонбуд, который никак не могут сдвинуть. А ведь эти частоты тоже можно было бы продать операторам на прозрачном тендере и запустить там 4G, покрыть дороги и села и впоследствие использовать их под 5G. Это ОГРОМНЫЙ кусок частот. И он используется абсолютно бесхозяйственно. Там постоянно идут какие-то терки и обсуждаются разные мелкие финансовые интересы.

5. Маленький ARPU (доход на одного клиента) у операторов. У нас он сейчас грубо 70 гривен - то есть меньше $3. В Европе - примерно 20 евро. А все мировые телеком-группы имеют очень четкие ограничения - инвестировать в себя не более 20% от доходов в год. Если больше - то может упасть курс акций и поэтому их головные офисы запрещают вкладывать выше этого лимита. Менеджмент оператора должен ну очень творчески аргументировать, чтобы снять этот лимит. Творчество каждый год повторить трудно.

6. Доступ к государственной инфраструктуре - это большая проблема, для городов особенно, где постоянно строятся новые высотки и прерывают существующее покрытие. Во всем нормальном мире оператор имеет право поставить вышку на крыше строения, принадлежащего государству. Типа райсовета, полиции, школы, больницы. У нас закон принят, но не действует от слова "вообще". То есть не поставишь там, где тебе советуют твои планировщики сети. А только там, где не очень хорошо, но как-то удалось договориться...

7. Лимиты на излучение базовых станций - максимальная мощность ограничена цифрой в 10 раз меньше, чем в Европе, и в 100 раз меньше, чем в США. Причина - наши 80-ти летние академики постоянно пишут бумаги, что излучение базовой станции - это зло и надо одевать "шапочки из фольги". Публика их поддерживает. На нормы Европы всем пофигу. Ну и там еще есть немного коррупции.

8. Отсюда массовая радиофобия населения и, вместе с требованием получить согласие ВСЕХ жильцов дома, - это невероятно затрудняет установку станций на новых многоэтажках. Тем более, если на доме стоит станция, то она улучшает покрытие для всех вокруг - но не жильцов данного дома.

9. Массовые и постоянные перерезания кабеля, который идет в колодцах. У всех мобильных операторов кабель - это оптика. Охотятся за кабелями Укртелекома, в котором много меди, но, чтобы быстро, рубят все кабели сразу. Полиция не ловит здесь мышей вообще. От этого часто пропадает связь целых районов и даже малых городов. Что проще у нас: закрыть Укртелеком или заставить полицию работать?

Чтобы все эту путаницу решить - надо найти компромисс между тремя живыми операторами, двумя полумертвыми, несколькими олигархами, военными и несколькими госорганами.

В условиях коррупции и украинских судов, которые будут пытаться остановить все или частично по просьбам разных интересантов. И украинских журналистов, которые будут находить "зраду" везде и критиковать всех, редко в чем-то разобравшись.