Год назад, 29 октября, на инвестиционном форуме "RE:THINK. Invest in Ukraine" с большой помпой, в присутствии президента Владимира Зеленского, премьер Алексей Гончарук лично подписал Меморандум о взаимопонимании с мобильными операторами.  

Прошел год, прошли выборы, Гончарук уже не премьер, и вот уже новый Кабмин, не стесняясь, вытирает ноги о нашумевшую инициативу президента. 

В рамках меморандума, стороны (Кабмин, с одной стороны, и "большая тройка" плюс Интертелеком, с другой) принимали на себя обязательства в части развертывания 900 МГц 4G-сетей.  

Операторы, понятное дело, обязались инвестировать и строить. Кабмин обещал, во-первых, ускорить разрешительные процедуры. Во-вторых, принять ряд поправок в законодательство, призванных обеспечить операторам приемлемые условия работы.   

Во исполнение подписанного Меморандума, Кабмин Гончарука 4 декабря прошлого года принял распоряжение об утверждении соответствующего плана действий. Восьмой пункт этого плана предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Украины, а именно четырехлетний мораторий на так называемую "индексацию" ставок рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом.  

Кроме того, предлагается учитывать разную ценность отдельных частот посредством использования коэффициента пригодности. 

В девятом пункте речь идет о давно назревшем шаге – отмене или уменьшении 7,5% сбора в Пенсионный фонд, который безошибочно характеризует Украину, как страну третьего мира.

Но обещания три года ждут. Сначала канул в Лету пункт номер восемь, за ним последовало и обещание зафиксировать мораторий в Налоговом кодексе. Теперь пришла очередь и самого моратория. 

В середине сентября, Кабмин подал на рассмотрение Верховную Раду проект изменений в Налоговом кодексе и государственном бюджете, которыми предусматривается индексация платы за пользование радиочастотного ресурса в 2021 году на 11,6%. Но почему?! 

Примечательно, что в своих критических комментариях этой правительственной новации и НКРСИ, и Минцифры, и профильный комитет ВР упоминают нарушение обязательств государства между делом, как далеко не самый сильный аргумент.  

Намного больше места они отводят рассказу о том, как много денег операторы уже перечисляют и будут перечислять в бюджет без дополнительной "стимуляции". Иными словами, игнорирование письменных обязательств, данных в присутствии первых лиц государства, воспринимается как нечто куда менее значительное, нежели "тупо гроші".   

Общеизвестной особенностью политики украинского государства в сфере телекоммуникаций является зацикленность на изъятиях средств у операторов мобильной связи. Нынешняя история вынуждает говорить, что государство подобно алкоголику или наркоману. Когда ему нужно, оно "берет себя в руки", фальшиво улыбается и божится, что ни капли в рот. Проходит немного времени и вот уже очередной срыв, многодневный запой и раздражение на мерзавцев, которые напоминают про нарушенные клятвы.  

Что может быть причиной такого вызывающего поведения Кабинета министров? Чем команда премьер-министра Дениса Шмыгаля так отличается от команды Гончарука и отличается ли на самом деле? 

Первое, что приходит в голову, это выборы. Имидж прогрессивных реформаторов больше не нужен, операторы и так никуда не денутся с подводной лодки, а 237,8 млн дополнительных  гривен это всегда 237,8 млн (такую цифру озвучил директор по регуляторному обеспечению бизнеса "Киевстара" Александр Когут). 

Вторая гипотеза связана с особенностями менталитета украинского истеблишмента. Власть имущие традиционно выказывают мало интереса к сфере телекоммуникаций. У этой индустрии нет полноценного политического представительства, никто в коридорах власти не представляет ее интересы, в отличие от АПК, ГМК, банковской или финансовой сферы. 

В случае мобильной связи, равнодушие сменяется сугубо потребительским отношением. Экономический результат, возникающий на рынке мобильной связи, рассматривается как дар Божий, никак не зависящий от чьих-то персональных усилий. Поэтому все, что удалось найти, нужно немедленно съесть. Так выглядит в жизни реальное "частно-государственное партнерство".  

Что бы не рассказывали на людях державные мужи, это просто слова, за которые никто не отвечает.  

Растоптанные Кабмином обязательства перед "большой тройкой", связаны не только с развертыванием 900 МГц 4G-сетей. Эти документы охватывают также проблематику строительства сетей пятого поколения.  

Что должны операторы думать о перспективах своих инвестиций в 5G? Вопрос риторический, можно на него не отвечать.