Макс Агеев

При поддержке Де Ново

Эта статья - продолжение первой части истории о том, как Великобритания реализовала свою стратегию Cloud First.

Стратегия — это, конечно, хорошо. Но с нее все только начинается. Чтобы реализовать задуманное в сжатые сроки, потребовалась четкая координация действий многих участников процесса. Для этого была создана специальная структура управления, во главе которой находится общий совет IТ-директоров по реализации государственной программы (CIO Delivery Board), ответственный за успех внедрения всей обновленной IТ-стратегии королевства. 

Данный руководящий орган был сформирован из профессиональных менеджеров, имеющих большой и успешный опыт управления в сфере IТ. При этом одной из важных функций CIO Delivery Board (CIO DB) является консультирование британского Комитета по государственным расходам (Public Expenditure Committee) во всех вопросах, касающихся ИКТ-технологий. Первым IТ-директором Великобритании в 2011 году стал Джо Харли (Joe Harley) (рис. 1). 

 

 

Рис. 1. Джо Харли — первый ИТ-директор Великобритании

В прямом подчинении CIO DB находятся советы по каждому из отдельных направлений реализации IТ-стратегии, в частности, по государственному облаку — G-Cloud Delivery Board. Последний, в свою очередь сформирован из IТ-директоров, представляющих органы центрального и местного правительств, а под управлением G-Cloud Delivery Board находятся четыре специализированные рабочие группы, каждая из которых отвечает за свой пункт программы (рис. 2).

  

Рис. 2. Общая структура органов управления, созданных для реализации новой IТ-стратегии Великобритании

В числе функций G-Cloud Delivery Board — руководство программой внедрения облаков в деятельность госструктур страны, а также определение приоритетов, бизнес-целей и основных шагов в данном направлении. Кроме того, данный совет отвечает за весь процесс создания и обеспечения развития портала облачных госуслуг CloudStore. Важным аспектом, определившим успех ИКТ-стратегии на практике, стал постепенный процесс делегирования части полномочий от общенациональных органов управления — CIO DB и G-Cloud DB отдельным департаментам, госслужбам и местным официальным структурам. Впоследствии центральные советы сохранили за собой в основном наблюдательные и консультативные функции, а все вопросы, связанные с выбором поставщиков услуг и решений отданы на усмотрение тех структур, которые будут ими пользоваться. От государственных организаций и местных органов управления требуют эффективности, а также соответствия определенным метрикам работы в рамках закона и отведенных бюджетов. А вот то, как эти цели будут достигнуты (какие операторы и решения будут выбраны) — остается на усмотрение руководства самих этих структур. 

После формирования управляющих органов, рабочих групп и назначения ответственных, настал второй этап, в ходе которого планировалось провести апробацию идей, изложенных стратегии в реальных условиях. Для исследования модели были определены семь госструктур (т.н. Foundation Delivery Partner, FDP), каждая из которых выступила в роли условного сервис-провайдера, предоставляющего часть своих облачных мощностей другим организациям (табл. 2). 

Таким образом, было организовано закрытое тестирование, в ходе которого отрабатывались все практические аспекты разработанного подхода. По результатам в стратегию G-Cloud вносились корректировки, а также разрабатывались конкретные требования к коммерческим облачным услугам и операторам, которые будут предоставлять их в дальнейшем на конкурентной основе.

Были обозначены также и ключевые пункты развития программы с указанием конкретных временных рамок их достижения. Так, например, опубликовать полный текст облачной стратегии планировалось в октябре 2011, к марту 2012 должен был быть запущен онлайн-портал, а к концу 2015-го половина всех расходов на ИКТ центрального правительства должны направляться на закупку облачных сервисов (табл. 3).

Таким образом, на то, чтобы довести долю использования публичных облачных сервисов центральными госорганами Великобритании было выделено четыре года, не считая времени, затраченного на подготовку стратегии. Не забыли британцы и о том, что любая программа требует измерения эффективности, для чего были разработаны определенные метрики, сокращенный список которых приведен в таблице 4.

Как показала дальнейшая история, все основные пункты программы были достигнуты в установленные сроки, часто превосходя расчеты и ожидания. Так в первом годовом отчете, посвященном реализации ИКТ-стратегии страны, который появился в мае 2012 года, было отмечено, что на специальном онлайн портале зарегистрировано уже 250 поставщиков (притом, что в целом заявки подало свыше 600 компаний), предлагающих 1700 различных облачных сервисов.

Наиболее популярными услугами ожидаемо стали электронная почта, инструменты для совместной работы, системы документооборота, CRM, а также услуги хранения данных и разработки ПО. Первой госструктурой, которая воспользовалась порталом после его введения в полноценную эксплуатацию, стало Агентство морской и береговой охраны (MCA). Как отмечали представители этой организации, весь процесс заключения контракта и получения услуги занял всего 24 часа.

Кроме повышения удобства, управляемости и гибкости IТ-инфраструктуры в масштабах государства программа миграции на публичные облачные сервисы принесла и ощутимую экономию. По расчетам составителей стратегии, в 2012-2013 годах суммарная экономия от использования G-Cloud и программы консолидации дата-центров должна была составить не менее 40 млн. фунтов стерлингов, в 2013-2014 — уже £100 млн, в 2014-2015 годах — £200 млн (причем вклад G-Cloud не менее £120 млн). Однако уже в первом годовом отчете размер экономии оценили в £150 млн на начальном этапе, т.е. в 2012-2013 годах. При этом общий экономический эффект от внедрения новой ИКТ-стратегии в целом за тот же период составил более £3,6 млрд, главным образом благодаря оптимизации расходов, повышению степени утилизации используемых ресурсов и изменению модели закупок.

Продажи услуг публичных облачных операторов через CloudStore постоянно растут. Так, если в 2016 году сумма торгов, связанных с G-Cloud превысила £1,7 млрд, то в 2017-м — этот показатель уже составил порядка £2,85 млрд, а в 2018-м — более £4 млрд (свыше $5 млрд по курсу на тот момент). При этом порядка 80% от объема закупок приходится на органы центрального правительства, остальное — на региональные структуры.

Можем ли мы стать англо-саксами?

Есть ли в Украине способность создавать и, главное, реализовывать подобные стратегические инициативы на уровне государства так же быстро, слаженно и эффективно, как британцы? Вся наша история последних 30 лет государственности дает отрицательный ответ. Но угроза окончательной деградации гос. системы и серьезная морковка в виде 40 млрд гривен возможной экономии за счет внедрения концепции Cloud First даёт робкую надежду на изменения. Опыт Великобритании у нас под носом, индустрия облачных технологий и локальный рынок провайдеров в Украине намного более развит по сравнению с далеким уже 2011 г. А значит, мы можем избежать множества ошибок, сэкономить уйму времени сил. Главное – сменить разговоры на ежедневную работу.