Socar Mobile вместо Vodafone? Как изменит телеком-рынок приход азербайджанского оператора
Неделя началась с новости, которую обсуждалась в украинском телекоме уже два с лишним месяца. Российский МТС передает Vodafone Украина в руки азербайджанскому оператору Bakcell. Сумма продажи - $734 млн. Финальная оценка оказалась значительно скромнее тех, которые предполагали ранее. Примечательный факт - оператор с тремя миллионами абонентов купил оператора с 20-ю миллионами.
Для Liga.Tech эта история началась еще летом, с первых слухов об Azercell. Через пару месяцев выяснился реальный претендент на покупку. Редакция разбиралась, как и почему российский олигарх Евтушенков решил продать украинский актив нефтяным магнатам из Баку и на каких условиях.
Передача акций произойдет в ближайшее время.Liga.Tech тем временем узнала мнение телеком-рынка. Что ждет украинских абонентов?
Почему так дешево
Первое, что вызывает вопросы - цена. Ранее руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий оценивал бизнес МТС в Украине в $1,2-1,3 млрд. Куда растаяли полмиллиарда?
Сам Паращий предполагает, что российскому акционеру просто нужны деньги на какие-то другие проекты или решение других вопросов. При этом им неоткуда эти деньги взять. Вот и сторговались.
Сделку для МТС аналитик видит скорее выгодной: акции российского оператора сегодня немного выросли в цене. “Возможно, одной из причин этого роста является обещание МТС выплатить дивиденды акционерам из части полученных от Bakcell денег”, - пишет Александр Паращий.
Другие эксперты напоминают о разных факторах влияния на цену.
“Предварительная оценка этого актива была $1,2-1,4 млрд на основании стандартного подхода в 3 Revenue (годовых дохода). Но надо учитывать несколько факторов: состояние активов и задолженностей компании, риски рынка и перспективы роста. Учитывая это все, а в особенности два последних фактора, цена выглядит вполне адекватно”, - считает телеком-эксперт Елена Минич.
Еще один собеседник редакции, топ из телеком-сферы, говорит, что низкая оценка может быть результатом желания продать и отсутствием спроса со стороны ближайших крупных игроков. По его словам, эра географической экспансии как основы стратегии развития телеком операторов закончилась.
А по мнению Олега Стефанюка, президента компании IoT Ukraine, низкая цена - это следствие слабого, запущенного, разбалансированного и отсталого телеком рынка Украины. “Продавать нужно было намного раньше”, - уверен Стефанюк.
Кто стоит за покупателем
Технически украинский Vodafone теперь будет частичкой международной группы NEQSOL Holding. Помимо телекома, NEQSOL работает также в нефтегазовой и строительной отраслях (например, есть совместное предприятие с азербайджанской государственной нефтяной компанией SOCAR). Он присутствует в Великобритании, США, Турция, Азербайджане, Казахстане, ОАЭ, Бангладеш.
О владельце холдинга информации нет. Это порождает версии: не переложили ли россияне свой актив из одного кармана в другой? Или, быть может, есть связь между азербайджанским телекомом и турецким?
Один из опрошенных редакцией экспертов называет сделку неочевидной. Мол, вполне возможно, что её цель - скрыть значимые факты вроде личности конечных собственников, структуру собственности или отношений контроля. Включая написанные выше версии.
Нардеп Давид Арахамия, который по совместительству является секретарем Национального инвестиционного совета, утверждает, что россиян в Vodafone Украина теперь нет ни прямо, ни косвенно. “Делали длинный due diligence. Азербайджанцы в доле с катарцами”, - пишет Арахамия в Facebook.
Елена Минич тоже уверена, что Bakcell не имеет отношения ни к россиянам, ни к туркам, и это - 100% азербайджанский бизнес.
Любопытно, что параллельно с объявлением МТС норвежский Telenor сообщил о выходе из Киевстар. Крупнейший мобильный оператор теперь курируется российскими бизнесменами через холдинг Veon. Так за считанные дни две крупнейшие компании украинского телекома сделали финт владельцами.
“Не факт, что обе сделки не являются следствием одной комбинации”, - предполагает президент IoT Ukraine Олег Стефанюк, намекая на тесные связи между Катаром и РФ.
Что будет с рынком
Собеседники редакции сходятся во мнении, что каких-то тектонических сдвигов из-за продажи Vodafone не произойдет.
“Существующие проблемы никуда не денутся. Будет только дорожать. 5G по-прежнему не будет интересен, а общенациональное покрытие 4G останется приоритетной задачей. Кто бы ни были новыми собственниками компании, они не будут заинтересованы привлекать внимание АМКУ или НКРСИ”, - уверен телеком-эксперт Роман Химич.
В НКРСИ реагируют сдержанно. “У нас не было встреч с представителями покупателя, но мы надеемся, что конструктивное взаимодействие с компанией продолжится, в том числе и по выполнению указа президента”, - говорит Александр Животовский, глава телеком-регулятора.
Елена Минич видит вероятность, что новый владелец начнет оптимизировать затраты и не продлит договор с британской Vodafone по использованию бренда. Тогда нас будет, скорее всего, ожидать ребрендинг в Bakcell.
Впрочем, в самом украинском Vodafone говорят, что работа продолжится под нынешним брендом. Да и вообще, мол, на операционную деятельность смена собственника не повлияет. Все наши тарифы, услуги, договоры продолжают действовать. Неизменной остается и стратегия.
“Другой оператор, другие корпоративные стандарты, анализ рынка, пересмотр стратегии. Внутри Vodafone Украина наверняка будут серьезные изменения. Не известно сохранится ли бренд Vodafone”, - считает Олег Стефанюк из IoT Ukraine.
Коллеги и главные конкуренты по рынку на новость реагируют сдержанно. В lifecell вежливо поприветствовали нового стратегического инвестора с ожиданием, что это принесет позитивное влияние на реальное развитие свободной конкуренции на рынке. Киевстар предпочел промолчать.