Российский олигарх продает Vodafone Ukraine нефтяным магнатам из Баку. Цена и последствия
Фото: Report.az
Содержание:
  1. Телекомы подешевели вдвое? 
  2. Какие планы в Баку и Москве
  3. Кто стоит за Neqsol  
  4. Влияние потенциальной сделки

Антимонопольный комитет разрешил азербайджанскому мобильному оператору Bakcell  купить более 50% акций в компании Preludium B.V. (Амстердам, Нидерланды).  Как отмечают в комитете, это позволит азербайджанской компании получить опосредованный контроль над украинским мобильным оператором ВФ Украина ( ТМ Vodafone Ukraine).

ВФ Украина обслуживает 19,7 млн абонентов и через нидерландскую компанию входит в российскую группу МТС. Мажоритарным акционером в группе через АФК Система является российский бизнесмен Владимир Евтушенков. 

Bakcell — оператор мобильной связи в Азербайджане, занимающий 40% рынка и обслуживающий 3 млн абонентов. Сейчас он входит в азербайджанский холдинг Neqsol. Кто им владеет - официальной информации нет. 

Телекомы подешевели вдвое? 

Руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий оценивал в $1,2-1,3 млрд бизнес МТС в Украине. “Больше миллиарда долларов, где-то $1,2 млрд минус долг” - сказал в комментарии Liga.Tech топ-менеджер крупной телекоммуникационной компании, пожелавший остаться неназванным. 

Такую оценку больно слышать, говорит гендиректор российского Вымпелком (ТМ Beeline) и экс-вице-президент МТС по маркетингу Васыль Лацанич. По его словам, в тучные годы (до кризиса 2008-го) Киевстар оценивался в более чем $5 млрд, а МТС Украина - стоил больше $3 млрд. Выходит, что за более чем десять лет работы  телекомы сильно подешевели. 

По словам Лацанича, он знал, что группа МТС долгое время хотела продать украинский актив, так как “устала от слабого возврата инвестиций".  Liga.Tech подсчитала, что с момента получения 3G лицензии в 2015 году украинская компания инвестировала 22,7 млрд грн, при этом чистая прибыль за этот период составила 8,6 млрд грн. Инвестиции МТС даже больше, чем у Киевстар - 21,9 млрд грн. 

Но средний чек (APRU) за мобильную связь, как говорит гендиректор Beeline, в Украине по-прежнему остается очень низким. У Vodafone Ukraine APRU, кстати, самый низкий на рынке - 61 грн. По мнению Лацанича, такой дисконтный рынок нивелирует даже хороший процентный показатель маржи, которую операторы на нем получают - больше 50% по EBIDTA. 

Как отмечает Лацанич, очевидно, у МТС накопилась усталость от украинского актива. И компания решила зафиксировать ситуацию - выйти из игры. "Но я бы компанию не продавал",  - сказал он, объяснив это тем, что его связывает с активом много личных моментов. Ведь он 10 лет проработал в МТС Украина. Лацанич допускает, что бенефициар украинского актива, российский миллиардер Евтушенков мог пойти на продажу потому, что его холдинговая компания АФК Система сильно закредитована. И нужны деньги, чтобы отдавать долги. 

Какие планы в Баку и Москве

В московском (центральном) офисе МТС журналисту Liga.Tech предоставили сухой комментарий: “МТС рассматривает различные возможности развития своего международного бизнеса. Сейчас нет никаких конкретных договоренностей”.  В Vodafone Ukraine тоже пока тихо. “У нас ничего не происходит. Работаем, как работали”, - сказала начальник отдела по связям с общественностью ВФ Украина Виктория Рубан. 

“Заявка в Антимонопольный Комитет Украины не является свидетельством наличия конечных договоренностей о покупке компании в Украине”, - примерно такой же ответ от пресс-службы Neqsol ( материнская компания Bakcell)

В Neqsol не отвечают на прямые вопросы, связанные с украинским рынком. Но из комментариев, предоставленных LIGA.tech, можно сделать вывод, что азербайджанцам стало тесно на родном рынке. 

“Высокий уровень насыщения рынка и высокая рыночная доля ограничивают возможности органического роста компании. Поэтому Bakcell рассматривает возможности инвестиций на внешних рынках как способ неорганического роста. При этом, компания видит себя стратегическим инвестором, а не финансовым, что предполагает долгосрочную стратегию развития и инвестиций на новых рынках”, - уточнили в холдинге. 

Помимо Bakcell, в Neqsol входит также и Azertelecom, занимающийся скоростным интернетом. Группа реализует программу Azerbaijan Digital Hub - превращение Азербайджана в цифровой центр региона, охватывающий Кавказ, Ближний Восток, Центральную и Южную Азию. Как сообщили в Neqsol, холдинг инвестирует в объединение инфраструктуры между Европой и Китаем и начинает строить транскаспийскую фибер-оптическую магистраль между Азербайджаном и Казахстаном. Цель - создать “цифровой шелковый путь между Европой и Азией”. 

Кто стоит за Neqsol  

Neqsol - крупный промышленный холдинг,основанный более 20 лет назад. Помимо телекома, он работает также нефтегазовой и строительной отраслях. Он присутствует в Великобритании, США, Турция, Азербайджане, Казахстане, ОАЭ, Бангладеш. О владельце холдинга нет информации.

Группа начала свою деятельность с нефтегазовой отрасли в начале 1990-х годов. В этой сфере ее представляет Nobel Oil Services. Примечательно, что основателем Nobel Oil является Насиб Хасанов. Причем последние упоминания об этом факте свежие. 

Еще примечательно, что у  Nobel Oil Services есть СП с SOCAR -  SOCAR AQS. Это компания по бурению и обслуживанию скважин. Причем  Nobel Oil там мажоритарный акционер. Напомним, что Socar - государственная нефтяная компания. Таким образом, Neqsol выступает близким партнером государства Азербайджан в нефтегазовом бизнесе.  

Влияние потенциальной сделки

Топ-менеджер компании с телеком-рынка говорит: "Vodafone немного потрясет организационно и культурно. Думаю, менеджмент сильно обновится,” - уточняет он.  

По его словам, рынок может стать менее прозрачным, так как Bakcell, в отличие от МТС, не публична и не обязана отчитываться. “В целом, Vodafone Ukraine более передовая компания, чем любой оператор в Азербайджане”, - подчеркнул он. 

Лацанич говорит, что очень странно видеть, когда компания с 3 млн абонентов, покупает оператора, у которого их почти 20 млн. По его словам, это может быть страгегический инвестор - но очень маленького размера. "Это, наверное, плохой знак, что особо-то покупать некому вокруг", - размышляет он. По его словам, МТС не продала бы компанию, первому, кто пришел с деньгами.

А это означает, что лучших предложений попросту могло и не быть.