Фото - EPA

Китайский гигант Huawei стал ньюсмейкером №1 практически по всему миру. Компания, чей оборот недавно превысил $100 млрд, не сходит с обложек газет и телевизионных экранов. Причина - очень натянутые отношения с Вашингтоном. Он уже давно подозревал Китай в скрытом шпионаже, но в то же время не предоставлял никаких явных доказательств того, что китайское оборудование может шпионить.

Эскалация конфликта началась в декабре прошлого года, когда дочку основателя Huawei Мэн Ванчжоу арестовали в Ванкувере по запросу на экстрадицию от властей США. На прошлой неделе судебные власти страны выдвинули ей и компании официальные обвинения. А еще раньше Штаты призвали союзников бойкотировать китайскую телеком-продукцию.

После этого новости о Huawei буквально посыпались из разных стран. Дело в том, что крупнейшие мобильные холдинги сейчас стоят на пороге нового поколения связи - 5G. А это значит, что в 2019-2020 году в различных регионах будут объявлены многомиллиардные тендеры. Как сообщал Bloomberg, на новый телеком-апгрейд участники мировой индустрии будут тратить по $200 млрд в год.

Иными словами, на кону большой куш и большие операторские траты. Правительства ряда стран мира решили провести проверки защищенности своей телеком-инфраструктуры. Например, Германия, которая в итоге решила, что Huawei пока из тендера не выпадет, если компания предоставит стране гарантии о непередачи данных в Поднебесную.

Другие, такие как Польша (кстати, наши соседи) оказались более радикально настроены. Страна намерена не допустить китайцев к 5G тендеру. Уже появились слухи, что Huawei может попасть под запрет на уровне ЕС. А британский Vodafone, один из крупнейших телекомов в нашем регионе, объявил недавно, что китайское оборудование не будет использоваться, как минимум, в ядре сети в Европе.

Украина, одна из крупнейших европейских стран, пока никак не высказывалась в отношении китайского гиганта. При этом на его оборудовании работает половина мобильной инфраструктуры страны.

Всего, по данным сервиса Base Stations, у сотовых операторов (Киевстар, Vodafone Ukraine, lifecell, Интертелеком, Тримоб и PEOPLEnet) порядка 72 000 базовых станций. 37 000 из них - производства Huawei.

Кто из украинских мобильщиков “сидит” на оборудовании Huawei

Больше всего станций Huawei (2G+3G+4G) у лидера рынка - Киевстар - 15,2 тысяч. Причем, в отличие от Vodafone и lifecell, второй по величине поставщик станций у Киевстар - это тоже китайская компания - ZTE (8,9 тысяч станций), уже попадавшая прошлой весной под санкции США. Это чуть было не стало большой проблемой для запуска 4G в Украине.

На шведский Ericsson приходится только 496 станций. Хотя не так давно это был основной поставщик Киевстара. Еще в конце прошлого года шведских станций было несколько тысяч.

У Vodafone на Huawei и ZTE приходится 15,8 тысяч станций. Тоже не мало. Но есть и большая альтернатива - более 8 тысяч станций Nokia.

У lifecell Huawei тоже на первом месте - 9,3 тысячи, Ericsson - почти 8 тысяч, Alcatel-Lucent - 1,2 тысячи.

Скриншоты Base Stations 08.02.2019

Возможная разнарядка по отказу от Huawei явно ударит по операторам. Но сами они по поводу рисков и возможного давления “сверху” или молчат, или высказываются сдержанно. Мол, с Huawei, как с надежным партнером, сотрудничество продолжаем, риски оцениваем и либо их принимаем, либо ими управляем.

Эксперты телеком-рынка: ничего страшного не будет, но если будет, то страшно

Гораздо шире разворачивает мысль уже не связанный должностью Петр Чернышов, экс-президент Киевстар. Он уверен, что западные партнеры не попросят Украину отказаться от оборудования Huawei. А если и намекнут, то вряд ли дойдет до отказа. “По сути, это взорвать украинский рынок. Это нереально”, - говорит Чернышов.

По его словам, у Киевстар нет никакого плана Б, потому что это огромные деньги.

“Не забывайте еще, что у Huawei доля среди установленного оборудования в мире 30%. Huawei не присутствует только в США. Во всех других странах он очень круто присутствует. Это взорвет бизнес в очень-очень многих странах”, - считает Чернышов.

По его мнению, история с Huawei похожа на еще один акт торговой войны США с Китаем. Но стоит странам договориться по другим делам, как о ситуации с китайской компанией забудут.

При этом от Huawei очень сильно зависят очень многие американские компании, у которых техногигант заказывает некоторые детали. Экс-президент Киевстар резюмирует: “Вполне возможно, что на Huawei просто наложат штраф, и все будут счастливы”.

Петр Чернышов (фото - Андрей Гудзенко/LIGA.net)

Олег Стефанюк, президент компании IoT Ukraine, подмечает: украинское государство не вмешивается и не регулирует, чье оборудование должно работать с 4G, 5G и так далее. Это определяют сами операторы.

Он уверен, что полное доминирование Huawei на украинском рынке телеком-оборудования - временное. Через 2-3 года Ericsson и Nokia захотят вернуть свои позиции в стране обратно и начнут выдавливать китайцев.

Что касается ухода с Huawei сейчас, то, по мнению Стефанюка, если бы Украина была в таком экономическом и политическом состоянии, как Польша, она могла бы, как и Польша, сказать Huawei “нет”. Сейчас наше государство себе этого позволить не может.

“Однозначно при желании с помощью телекоммуникационного оборудования, и Huawei тут не исключение. Китайские, как и практически любые другие, спецслужбы могут снимать информацию. Безусловно, это угроза. Сейчас она возможно не актуальна, но, например, 5 лет назад никто не думал, что для нас будет угрозой наш северный сосед”, - говорит Стефанюк.

Как и Петр Чернышов, президент IoT Ukraine, думает, что как только Китай и США решат глобальные торгово-экономические и политические вопросы, возможно, и вопрос с Huawei отпадет.

Однако, если все будет продолжаться в таком же тренде, то не исключено, что и Украине могут посоветовать обратить внимание на этот вопрос. Вопрос этот будет для нас сложным и болезненным, потому что для того чтобы нам отказаться от китайского телеком-оборудования, стране необходимо получить существенную компенсацию.”, - считает Олег Стефанюк.

Чиновники: это вопрос силовиков, но США могут наделать нам проблем

Украинские чиновники пока не сформировали своей позиции в отношении китайского гиганта. По крайней мере, публичных высказываний не было.

“Если вдуматься - это вопрос в каждой стране больше к спецслужбам - есть ли достаточные основания для опасений или конкретных рисков для критической инфраструктуры. Ну и геополитика, конечно. Просто так ссориться с Китаем - неправильно”, - отмечает глава Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации Александр Животовский.

Александр Животовский (фото - Андрей Гудзенко/LIGA.net)

Животовский добавляет, что в Украине за санкции отвечает СНБО. Впрочем, внутренних санкций, возможно, даже не нужно будет для того, чтобы сильно затруднить работу Huawei в нашей стране. Палки в колеса китайцам легко может поставить Америка.

“Если очень упрощенно, санкции США означают, что все компании (имеющие счета в долларах) не могут более вести с этими контрагентами дел. Не только в Украине”, - отмечает глава регулятора.

Елена Минич, советник первого вице-премьер-министра по вопросам цифровой экономики, смотрит на возможную проблему с Huawei практично.

“Для строительства критической телеком-инфраструктуры и Huawei и ZTE явно не может быть в шорт-листе после заявлений правительства США. ЕС с большой вероятностью поддержат эту позицию, учитывая какие усилия США прилагает для лоббирования этой позиции сейчас в Брюсселе и ключевых странах ЕС: Франции, Германии, Испании, Италии”,  - отмечает Минич.

По ее словам, накануне проведения Мобильного Мирового Конгресса (MWC) в Барселоне, Трамп планирует подписать указ, запрещающий использование оборудования Huawei и ZTE для мобильных сетей в США. Это должно дать сигнал для операторов при подписании контрактов на поставку новых технологий, в первую очередь для сетей 5G, что во главу угла надо ставить кибербезопасность.

“Для операторов на рынке Украины будет проблемой не столько то, что США, Австралия и ЕС откажутся от оборудования Huawei для 5G и для критической инфраструктуры, сколько возможные санкции в виде запрета продажи инноваций и технологий из США этим компаниям”, - отвечает Елена Минич.

Она приводит пример лета прошлого года, когда после введения санкций ZTE и их последующей остановкой производства большинство игроков телеком-рынка ощутили, что такое закрытие складов, отсутствие запчастей и риски для работоспособности телеком сетей.

“По некоторым технологиям, например, WiMAX, ZTE в принципе прекратило производство оборудования и запчастей, что повлекло за собой остановку сети УНТ- оператора WiMAX В Украине”, - суммирует она.

Huawei: вины нет

В Huawei уверены, что судьба ZTE им не грозит, а суды США докажут невиновность компании.

“Компания отрицает, что она или ее дочерняя или афилированная компании совершили какое-либо из заявленных нарушений законодательства США, указанных в каждом из обвинительных заключений, и полагает, что суды США в конечном итоге придут к такому же выводу”, - рассказывает директор по развитию бизнеса компании Huawei в Украине Александр Сербин.

Александр Сербин

Он говорит, что кибербезопасность - это не политический, а технический вопрос и за 30 лет работы компания реализовала телеком проекты для 3 ​​млрд человек и репутация компании проверена.

“На данный момент Huawei подписал 30 контрактов на 5G, в том числе с компаниями из 18 европейских стран, включая Великобританию, Германию, Италию. Мы уже поставили 25 000 базовых станций 5G”, - отмечает Сербин.

В компании уверены в своих позициях в Украине. “Huawei завоевал доверие со стороны всех основных операторов связи”, - подчеркивает менеджер Huawei.

Итого

Главная неизвестная во всем этом уравнении - долгосрочные планы США. На данный момент сложно прогнозировать, до какой степени эскалируется конфликт.

Из позиции здесь-и-сейчас кажется, что в ближайшие месяцы США и Huawei решат вопрос полюбовно, а Украине не грозит телеком-кризис. Пока что Штаты не предоставили публичных технических доказательств, а позиции Huawei остаются крепкими на многих рынках мира. Возможно, со стороны США это просто защита своего рынка. Но совсем исключать, что волной американских процессов заденет и нас, нельзя.