Витязь VS ПриватБанк. Чем опасен конфликт вокруг Приват24
Сергей Харитич (фото - gagadget.com) и Александр Витязь (фото - пресс-служба ПУМБ)
Содержание:
  1. История конфликта: ПриватБанк атакует
  2. Corezoid - ребенок, переросший родителя
  3. Ядро раздора
  4. Витязь наносит ответный удар
  5. ПриватБанк ставит блок
  6. Вместо резюме

В начале недели разгорелся публичный конфликт между сегодняшним топ-менеджментом ПриватБанка и его бывшим зампредправления, экс-руководителем центра электронного бизнеса Александром Витязем. Конфликт напрямую затрагивает интересы 22 миллионов украинцев, пользующихся Приватом, так как касается стабильности работы IT-систем банка. В частности - сервиса Приват24.

LIGA.net собрала позиции сторон, разобралась в сути и причинах конфликта и спрогнозировала варианты развития событий. 

История конфликта: ПриватБанк атакует

Во вторник, 22 января, ПриватБанк организовал большую встречу с прессой в своем центральном офисе в Днепре. На ней руководитель центра электронного бизнеса Сергей Харитич рассказал об инновациях, над которыми трудятся айтишники банка.

Но главной новостью дня стали не голосовой ассистент и не замена банкоматов, которые анонсировал Приват. Харитич объявил, что в марте 2019 года госбанк запустит новый Приват24 - без опоры на цифровое ядро Corezoid. И в новом Приват24, говорит Харитич, осталось 0% старого кода.

По его словам, банк отказался от платформы Corezoid еще в августе прошлого года. "У нас закончился контракт. У Corezoid есть преимущества, но у него много недостатков - многие сбои в работе банка были вызваны именно ими", - сообщил Сергей Харитич.

Это короткое заявление стало спусковым крючком.

Corezoid - ребенок, переросший родителя

Немного контекста. Corezoid - это облачная операционная система, ядро онлайн-сервисов банка и своего рода “клей” для десятков тысяч процессов ПриватБанка (и не только банка, система может работать для совершенно разных бизнесов - уточнено). А ее назначение - ускорить бизнес-процессы и внедрение инноваций в решения банка.

Идея Corezoid появилась еще в середине 2000-х годов. На сайте продукта указано, что он основан в 2013 году. Он позволяет без хардкодинга связывать программы через API от разных поставщиков, используемые банком. То есть очень быстро и дешево. 

Управлял разработкой Александр Витязь - тогдашний руководитель центра электронного бизнеса банка. Как указывалось раньше на сайте ПриватБанка, учреждение являлось инвестором Corezoid. 

Интересно, что ссылки на старые новости о Corezoid на сайте ПриватБанка ведут на несуществующие страницы. Хотя сами URL не заменяются. При этом ссылки появляются в результатах запроса в Google, например, "corezoid site:privatbank.ua". Нет результатов и при работе с собственной поисковой строкой сайта.

Витязь VS ПриватБанк. Чем опасен конфликт вокруг Приват24

У Corezoid уже давно своя, автономная от банка, история. Официально продукт принадлежит компании Александра Витязя - Middleware Inc., зарегистрированной в США еще в 2014 году. А с середины 2016 года - то есть еще до национализации в декабре - ПриватБанк работает с Corezoid на основе договора. 

То есть в какой-то момент продукт перерос задачи одного лишь банка и был юридически выведен за периметр Привата. Причем сам Витязь, не раскрывая конечных инвесторов, говорил, что Corezoid - независимая американская хостинговая компания, которая продолжает работу и продвигает свой продукт на глобальном рынке.

Ядро раздора

Эти детали мало интересовали широкую общественность вплоть до декабря 2016 года. А в первые же дни после национализации впервые всплыл вопрос об IT-системах ПриватБанка. Кому же в реальности принадлежит Приват24, и не обвалит ли Александр Витязь выстроенные им же инновации легким движением руки?

Как сообщала LIGA.net в декабре 2016 года, права на систему интернет-банкинга Приват24 вместе с остальными активами перешли в собственность государства. Это подтвердилось данными Укрпатента. Торговая марка и интернет-домен тоже остались за банком.

Что касается возможного обвала, создатель Corezoid почти сразу дал успокаивающее интервью изданию AIN. "У ПриватБанка есть аккаунт в Сorezoid и все процессы (алгоритмы) внутри этого аккаунта являются собственностью банка", - заявил тогда Александр Витязь. Мол, "мозг" (сам хостинг процессов) банку не принадлежит, но все, что в нем вращается от банка, включая и сервисы Приват24, защищено. 

Несколькими днями позже он уволился из ПриватБанка и сосредоточился на развитии Middleware/Corezoid. С ним ушла и часть команды ЦЭБ. Банк же продолжил работать с облачной платформой по контракту.

Тема заглохла больше чем на 2 года. Хотя руководители государственного ПриватБанка иногда высказывались о том, что хорошо бы банку со временем перейти на собственные продукты. К примеру, такую мысль выразил председатель наблюдательного совета Энгин Акчакоча: "Несмотря на то, что с точки зрения безопасности такое использование программных решений внешней компании является приемлемым, мы сейчас принимаем технические, технологические и юридические меры, чтобы в этом (2018-м - Ред.) году сделать банк полностью самодостаточным, то есть перевести его на использование новых программных продуктов исключительно собственной разработки".

Витязь наносит ответный удар

Итак, Сергей Харитич упомянул о сбоях, в которых якобы виноват Corezoid. Чтобы прояснить ситуацию, LIGA.net обратилась за комментарием к Александру Витязю. Тот высказался довольно резко. Во-первых, обвинил ПриватБанк в пиратском использовании Corezoid с 1 августа 2018 года. Во-вторых, сказал, что все условия и требования к программному обеспечению описаны в контрактах.

"Если бы мы что-то нарушили, то банк нашел бы юридические возможности нас наказать", - сказал Витязь.

По его словам, контракты многократно были нарушены самим ПриватБанком: дескать, 18 платежей из 24-х банк совершил с нарушением договорных обязательств, и команда Corezoid имела 18 формальных оснований и возможностей его отключить.

“По контракту на саппорт (поддержку - Ред.) банк в течение 2-х лет не сделал ни одного платежа, поэтому не имеет юридических, моральных и фактических оснований что-то нам предъявлять”, - утверждает Александр Витязь.

Попытки уйти с Corezoid он называет борьбой с несуществующей “красной кнопкой”, которую так и не смогли найти. Тем не менее, считает такое поведение понятным и юридически корректным. И намекнул, что заявление Харитича "выходит за рамки осторожной стратегии госбанка и существенно влияет на текущую юридическую ситуацию".

ПриватБанк ставит блок

Пресс-служба банка отреагировала буквально через несколько часов. Заявления Витязя о пиратстве там назвали ничем не подтвержденным мнением. Еще раз акцентировали, что “ПриватБанк завершил использование облачных решений Corezoid компании Middleware с 1 августа 2018 года вместе с завершением соответствующего двухлетнего контракта”.

“Банком были исполнены все обязательства по оплате программного обеспечения, несмотря на изменение ряда принципов комплайнс и финансового мониторинга стран юрисдикции участников данного соглашения, которые требовали дополнительного документального обеспечения при проведении международных платежей", - отмечается в позиции банка.

В финучреждении также сообщили, что ПриватБанк в работе своих сервисов использует программное обеспечение, созданное собственными сотрудниками и нанятыми по контрактам специалистами.

“Данные разработки ведутся с 2001 года, т.е. задолго до возникновения компании Middleware Inc, занимающейся лицензированием Corezoid”, - объясняет пресс-служба.

Уже буквально перед публикацией LIGA.net получила новый комментарий Александра Витязя.

По его мнению, заявление банка непрофессионально. В частности, он упоминает пункт "несмотря на изменение ряда принципов комплайнс".

"Эти принципы точно менялись 15-го числа каждого месяца? Могут ли заемщики банка использовать этот аргумент?", - спрашивает Витязь. - Как менеджер, я сочувствую государственному ПриватБанку - неопытный, необстрелянный, несыгранный, нулевой в реальном бизнесе менеджмент + цивилизационный шок. Подобные детские ошибки неизбежны, но реагировать на них надо правильно - не врать и прятаться за анонимную пресс-службу, а уметь брать на себя ответственность".

По его словам, для решения хозяйственных споров, если они есть, Витязь предпочитает переговоры и/или работу в правовом поле. "Письма в банк о нарушениях мы направляли неоднократно. Строго следуем букве и духу закона", - отметил создатель Corezoid.

Вместо резюме

В этом корпоративном конфликте кроме сложной технической части переплетено слишком много интересов.

Во-первых, суды вокруг национализации и долгов предыдущих собственников еще идут. Новое руководство ПриватБанка усиленно избавляется от наследия старой команды.  Не исключено, что в заявлении об отказе от платформы много PR и большая имиджевая составляющая решения.

Во-вторых, приближаются президентские и парламентские выборы. Не исключено, что руководство страны и топы Привата опасаются, что "красная кнопка" и лояльные прежним собственникам люди за ней существуют. И банк ускорил свои разработки, чтобы перестраховаться. А теперь уже не стесняется критиковать старую команду. 

С точки зрения миллионов пользователей Приват24 ситуация спорная. Из нехороших возможны такие варианты:

  • банк действительно ушел с Corezoid полностью на собственные ресурсы, но новый сервис, вылитый в широкое пользование, может заработать стабильно не сразу - что свойственно практически любому свежему массовому онлайн-сервису;
  • банк все же продолжает работать с Corezoid и, если контрактные условия с его стороны нарушены и облачная система в конце концов отключит аккаунт, возможны сбои в работе в том числе Приват24.

Пока окончательные выводы делать рано. Если конфликт все же перейдет в судебную плоскость, то стороны будут вынуждены предоставить доказательства исполнения или неисполнения контрактных обязательств и просрочек, ответственности за технические сбои и т.д.. Но история эта, скорее всего, затянется. И ее продолжение украинцы узнают не раньше, чем через несколько месяцев.