От выпуклых экранов до прозрачных смартфонов. Как изображали телефоны в кинофантастике
Мобильные телефоны за последние 20 лет изменились до неузнаваемости – от громоздких агрегатов с антеннами до плоских черных устройств с экраном на всю поверхность. Параллельно с реальной эволюцией гаджетов существует фантастическая. Она отображает представления той или иной эпохи об устройствах связи в будущем.
В литературной фантастике воображение будущего – дело больше читателя, чем писателя. Автор показывает лишь штрихи будущих лет, а читатель в своем воображении додумывает общую картину. Появление кинофантастики в 1960-х годах упростило эту задачу – теперь будущее показывают режиссеры и сценаристы.
В книгах и фильмах 60-х – 70-х годов портативные коммуникационные устройства появляются редко. Фантасты почему-то не могли представить телефон, который можно будет носить с собой. Отсутствие мобильных телефонов компенсировалось видеотелефонами – они встречаются чуть ли не в каждом фильме и книге в фантастике второй половины XX века.
Liga.Tech собрала визуализации технологий связи из кинофантастики, начиная с 1960-х годов и далее.
"Стар Трек (оригинальный сериал)", 1966-1969
Появлением мобильных телефонов мы частично обязаны фантастическому сериалу "Стар Трек" ("Звездный путь"), вышедшему на американском телевидении в 60-х годах. Команда корабля "Энтерпрайз" для связи между собой пользовалась небольшими складными коммуникаторами, напоминающими телефоны-раскладушки 2000-х. Гаджеты из сериала вдохновили американского инженера Мартина Купера начать разработку мобильной связи. Сейчас он известен как первый человек, совершивший звонок по мобильному телефону.
"Солярис", 1972
Советская экранизация одноименной книги Станислава Лема от режиссера Андрея Тарковского рассказывает о живом океане на планете Солярис. Он изменяет сознание людей, работающих на исследовательской станции, но установить полноценный контакт с мыслящим океаном оказывается невозможным.
Тарковский добавил сцены на Земле, которых не было в книге. В одной из них показывают видеотелефон будущего. Он соответствует времени создания картины – это огромный выпуклый экран. Но он висит на стене, как современные телевизоры. Дан намек на портативность – один из героев звонит из такси.
"Бегущий по лезвию", 1982
В первом киберпанковом фильме (режиссер – Ридли Скотт) герой Харрисона Форда, полицейский, ищет беглых андроидов-репликантов. В "Бегущем по лезвию" показано одновременно пугающее и притягивающее будущее, 2019 год, в котором в Лос-Анджелесе есть летающие машины, а во внеземных колониях идет война.
В ленте показано много технологий "будущего" – компьютеры с голосовым управлением, искусственные животные и люди, космические корабли. Есть место и для видеотелефона. Это уличный автомат с плоским экраном.
"Назад в будущее – 2", 1989
Само будущее показали только во второй части саги Роберта Земекиса. Предположение оказалось слишком смелым – к 2015 году летающие машины и скейты так и не появились. А вот мессенджеры с видеозвонками были, и не с таким устаревшим дизайном. Да и очки с виртуальной реальностью есть.
"Вспомнить все", 1990
Фантастический боевик со Шварценеггером демонстрирует будущее в стиле 1990-х – выпуклые экраны, бруталистские здания, женщины в костюмах с накладными плечами и химзавивкой. В сцене, где герой Шварценеггера приходит в компанию "Воспоминания", у секретарши на столе стоит видеотелефон. Это массивный аппарат с небольшой клавиатурой и вертикальным экраном.
"Джонни Мнемоник", 1995
Действие экранизации киберпанковых произведений Уильяма Гибсона разворачивается в 2021 году. Мир поражен новой пандемией и раздроблен на города-государства. Интернет есть, но особо ценные данные передают через курьеров с имплантированными носителями. Один из них – это герой Киану Ривза. В начале фильма он звонит боссу по видеофону из отеля, набирая номер инфракрасным пультом.
"Шестой день", 2000
Еще один фантастический фильм с Арнольдом Шварценеггером рассказывает о проблемах клонирования человека. Действие происходит в "недалеком будущем, которое ближе, чем вы думали". Возможно, это как раз наше время. В кино показаны устройства, которые уже существуют, но так и не стали массовыми – зеркальные экраны, холодильники, отслеживающие набор продуктов, голограммы. В одной из сцен есть видеосвязь через простой плоский экран.
Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: только важное
"Искусственный разум", 2001
Работа Стивена Спилберга, доставшаяся ему в наследство от Стенли Кубрика, повествует о мальчике-андроиде, который должен был заменить американской семье их больного ребенка. Картина показывает мир недалеко будущего, страдающий от климатических изменений и проблем с роботами.
Несмотря на все, дом семьи Суинтонов, где живет маленький андроид, вполне уютен. Там нет видеотелефона, но есть радиотелефон, стилизованный под старину.
"Солярис", 2002
Похожим устройством пользуется герой Джорджа Клуни в экранизации "Соляриса" Стивена Содерберга. Это тонкая черная трубка на ретро-подставке.
"Особое мнение", 2002
Детективный триллер Стивена Спилберга по книге Филипа Дика ошеломляет количеством технологий будущего. Автомобили на магнитной подушке, голограммы, гибкие экраны на газетах, персонализированная реклама по сканированию сетчатки. Смартфонов там нет, но есть настенные и настольные видеотелефоны.
"Я – робот", 2004
Чикаго 2035 года в экранизации рассказов Айзека Азимова наводнен роботами и огромными экранами. Автомобили здесь передвигаются на шарообразных колесах, а телефоны выглядят как небольшой наушник.
"Она", 2013
Фантастическая мелодрама Спайка Джонза о взаимоотношениях человека и искусственного интеллекта разворачивается в хорошо продуманном мире ближайшего будущего. Эра смартфонов дает о себе знать – у главного героя, конечно же, есть смартфон. Это складное устройство с голосовым управлением.
"Черное зеркало", 2011-2019
Британский фантастический сериал, подготовивший нас к жизни в 2020-х – это антология историй о мрачном будущем. Каждая серия по-своему показывает опасность высоких технологий для общества. Действие части серий "Черного зеркала" разворачивается в общем сеттинге ближайшего будущего. Характерная его деталь – сверхтонкие смартфоны с прозрачным экраном.